Параскева-Пекнича |
В традиционных представлениях к.-з. и к.-п. П.-П. почитается как покровительница женских работ, плодородия и брака. По повериям, П.-П. не только оказывает покровительство женщинам и их семейному благополучию, но может и сурово наказать тех, кто ее не чтит. Считается, что она сама страдает душевными и телесными недугами за грехи, совершенные всеми женщинами. В фольклоре к.-з. и к.-п. до настоящего времени сохраняются былички социо-нормативного характера о явлении П.-П. женщинам, нарушившим какой-либо запрет. Так, например, в быличках рассказывается о том, как П.-П. приходит к женщинам во снах, или наяву, и упрекает их за нарушение запрета на работу в пятницу. "Из-за того, что женщины стирают в пятницу, всё тело П.-П. покрыто коростой, а глаза и одежда грязью залеплены". Считается также, что она является в случае какого-либо несчастья и указывает на его причину. Женщины, которые не могут долго родить, или у которых умирают дети, считаются наказанными П.-П. За свои грехи они должны вымаливать у нее прощение. Наиболее благоприятным временем для этого считается Девятая Пятница по Пасхе. На Русском Севере (Архангельская и Вологодская губернии) до начала нынешнего века этот день повсеместно отмечался как женский весенний праздник. Именно к этой переходящей дате во многих селениях у к.-з. приурочивался и праздник в честь П.-П., хотя по церковному календарю день П.-П. приходится на осень (28 октября по ст.ст.). Так, например: в селе Онежье на р. Вымь в этот день девушки устраивали игрища на больших качелях, подвешенных на цепях; в с. Прокопьевка на р. Летка и в дер. Крестовки с. Ёртöм на реке Вашка проводился крестный ход. По традиции, характерной для всего Европейского Северо-Востока, часовни в честь П.-П. воздвигались на перекрестках дорог и у источников воды. Одна из таких часовен была построена в начале XVIII в. на реке Вашка в д. Кривой Наволок (Кöдж), в котором местным праздником считается пятница на первой неделе Петровского поста. По народным повериям в этот день чудотворная икона "Святой Пятницы Параскевой Нареченной", хранящаяся в часовне, может принести исцеление больным людям. Не случайно одно из народных названий этого праздника - "Заветнöй лун висьысьяслöн" "Заветный день больных".До настоящего времени здесь сохраняется традиция проведения в этот день Крестного хода к речке Кер-ю, где пожилые женщины и девочки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освященных иконой П.-П.. Считается, что в стоячую воду, которая в поверьях выступает метафорой мертвой воды, иконы опускать грех. Рассказывают, как однажды окунули икону П.-П. в озеро, отчего "сразу поднялся северный ветер и солнце скрылось". Пришлось снова совершать путь к реке Кер-ю, "иначе Господь обидится". Пожилые женщины и дети набирают освященную воду в принесенную с собой посуду. Если позволяет погода, в этот день ниже по течению реки устраивают купания. Вода в реке считается целительной в течение трех дней после праздника. Лит.: Жеребцов 1972; Конаков 1993; Шарапов 1995; Sharapov 1995а. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |