Пасьтöм ур |
У к.-з. считалось, что П.у. — творения колдунов, которые запускали их в лес с целью навести порчу на охотников. Охотник, которому попадается П.у., обязательно должен ее убить, хотя она не представляет никакой промысловой ценности. Иначе у охотника "испортится рука", и он навсегда потеряет удачу в промысле. Обычным способом убить П.у. невозможно, для этого следует зарядить ружье хлебной пулей и выстрелить нагнувшись, назад между ног, не целясь. Добыв П.у. охотник заворачивал её в хвою и зарывал в землю. Полагали, что после этого порча переходила на пославшего П.у. колдуна. Существовал и более сложный магический ритуал наказания зловредного колдуна. Охотник брал убитую белку, шел с ней к человеку, которого подозревал в наслании порчи, и спрашивал, он или нет заколдовал эту белку. Если тот не признавался, но при уходе охотника с ним не прощался, вина тöдысь считалась доказанной. Охотник возвращался в лес, клал П.у. на пень и разрубал ее пополам. Затем он срубал три молодые ели, укладывал их макушками на юг, помещал на них разрубленную П.у. и разводил огонь. Пока тушка П.у. сгорала, охотник трижды заряжал ружье холостыми патронами и производил три выстрела, произнося при этом после каждого из них: "Кого стреляешь?" — "Виноватого человека". Считалось, что после этого тöдысь, наславший П.у., заболевал и через три дня умирал. Реже считалось, что П.у. насылает вöрса (леший) в наказание за какую-либо провинность или из шалости. В такую белку охотник обычно расстреливал весь свой припас и возвращался без добычи. В П.у. могла превратиться и обычная белка, к которой охотник выказал непочтение или которую пожалел. Так, зафиксирована история с верхневычегодским охотником-колдуном, который, перед тем как выстрелить в белку, имел неосторожность сказать: "Конерэй, лыя вед дай усян" "Бедняжка, выстрелю ведь, и упадёшь". В результате чего охотник не только не смог добыть эту белку, но и надолго потерял удачу в промысле. Только после многих попыток магического очищения ему удалось вернуть былую охотничью сноровку. Лит.: Сидоров 1928, Uotila 1989, ПМ ОУ. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |