Паляйка |
П. жил в д.Тыдор и ообладал могучей властью над стихиями и животным миром. Так, например, однажды, когда П. находился в лесу на охоте, в район промысла пришла артель охотников из д.Шежам во главе с туном по имени Вежайка, который оскорбил П., обещая ему неудачу в промысле. После этого в течение трех дней артель Вежайки возвращалась с промысла с пустыми руками, в то время как П. еле дотаскивал свою добычу до охотничьей избушки. По указанию Вежайки его соратники решиши зарубить П. ночью во время сна, но после произнесенного П. заговора нападавшие застыли с поднятыми топорами в руках и простояли так до утра. Утром П. освободил их и сообщил, что с этого дня у артели Вежайки будет очень богатый промысел, он же будет приходить без добычи, но вернется домой с большей добычей, чем они. Так и произошло. Когда промысел закончился, у П. было только добытое в первые дни, а артель Вежайки готовилась отправиться домой с богатейшйе добычей. Вдруг погода резко изменилась: среди зимы пошли ливневые дожди, через три дня снег растаял, реки вышли из берегов, началось наводнение и охотничью избушку затопило. Вежайка с товарищами забрались на крышу избушки, но вода прибывала. Тогда они перебрались на ближайшее дерево и, оказавшись вскоре на его вершине при прибывающей воде, поняли, что без помощи П. им не спастись. Вежайка во весь голос закричал, что он и его товарищи обещают П. половину всей своей добычи за спасение. Вода сразу же убыла, охотники слезли с дерева и зашли в избушку. Там спокойно сидел П. и снимал шкурку с убитой белки. Отдав половину артельной добычи, Вежайка решил в последний раз померяться силами с П. Он обещал П., что закроет ему выход из избушки, и произнеся заговор, выпил чашку воды. Тогда П. тоже налил чашку воды, произнес заговор и выпил ее. Как только П. допил воду, Вежайка упал и испустил дух. Когда Стефан Пермский прибыл в д.Тыдор для проповеди, П. предложил ему состязание в силах, чтобы определить, какая вера — языческая или христианская, сильнее. Объектом испытания была выбрана водная стихия. П. взялся проплыть под водой от д. Тыдор до д. Шежам и предложил проделать это же Стефану, но тот сказал, что он будет идти по поверхности Вычегды, как посуху, и следить, чтобы П. не вынырнул из-под воды раньше времени. Оба соперника произнесли заговоры над водой, обратившись к своим богам, и отправились в путь. Жители Тыдора, наблюдая за соперниками, сопровождали их по берегу реки. Убедившись, что П. уверенно передвигается под водой к намеченной цели, Стефан произнес над водой еще более сильное заклятье, и тун стал задыхаться. П. вынырнул на поверхность, чтобы произнести над водой ответное заклятье, но Стефан ударом креста по голове загнал его обратно под воду, обвинив его в невыполнении уговора. Так продолжалось несколько раз, пока вконец обессилевший П. не вылез из воды на берег, совсем немного не добравшись до Шежама. Наблюдавший за поединком народ, убедившись в поражении туна, бросился его бить. П. вырвался, произнес заговор и опять нырнул под воду, но после ответного заклятья Стефана стал задыхаться и был вынужден выйти на берег. Его снова схватили односельчане и после того, как разрезали у П. нательный пояс, убили после долгих мучений. Похоронили П. ниже д. Шежам в местности, получившей название "Айка тыла" "подсека айки". То, что имя погибшего туна получила местность, где некогда была подсека, возможно, связано с этимологией его имени: "паль" (< рус) "огнище, подсека". Лит.: Доронин 1947. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |