Пеж |
П. — особо вредное свойство, не имеющее определённых форм, но передающееся через предметы, вещи, стихии, животных, а также от человека к человеку (чаще от женщины при совокуплении). Согласно одной из мифологических сюжетов, женщина стала носителем П. ещё при её сотворении: Ен, создав женщину, не успел доделать генитальный орган и оставил её под присмотром собаки. Омöль, соблазнив собаку куском мяса, плюнул женщине в промежность, отчего образовался недостающий орган. Согласно другой версии, когда в мире стало слишком много П., животные и люди стали болеть, а земля плохо родить, одна из женщин решила принять всю скверну на себя и оказалась по горло в П. Тогда ей на помощь пришли остальные женщины и забрали себе часть П. П., по представлениям к.-з. и к.-п., обладают половозрелые женщины (особенно при беременности и регулах), она передаётся от них не только при прямом контакте с другим человеком, но и при перешагивании ими через предметы, при соприкосновении с предметами, поэтому к.-з. мужчины охраняли свои вещи от подобных действий и не передавали предметов (особенно веретена) из рук в руки, а клали рядом с женщиной, чтобы не впасть в зависимость от неё и не потерять охотничью сноровку, а перед выходом на промысел не вступали в половую связь или очищались в бане. Даже упоминание о потенциальных носителях П., могло испортить промысел, поэтому на охоте женщину предписывалось называть только иносказательно. Обряд очищения заключался в мытье в "первом пару" (т.е. чтобы до того никто ещё не успел помыться) и обливании холодной водой. В некоторых случаях проводили более сложный обряд: полив водой каменку, собирали стекающую по камням воду в чуман (берестяной сосуд) и обливались гор выв ва "водой с каменки". В случае же, если мужчина из-за П. потерял мужские способности, его исцелял чистый от П. человек следующим образом: пациент ложился на полок, старик готовил воду вышеописанным способом, попарив, обливал этой водой и, поплевав ему между ног, изгонял П. в отдалённые и недоступные места или предупреждал пациента больше не думать о женщинах и не говорить о половых сношениях. Оскверниться при соитии могут не только мужчины, но и женщины, которые в этом случае избавляются от П., пропуская через воротник рубашки горячие угли. Если мужчина после соития с одной женщиной не очистившись вступал в связь с другой или даже просто перешагивал через неё, другая становилась П.. У сыс. к.-з. считалось, что, перешагивая через девушку после совокупления, мужчина мог её оплодотворить и заразить П.. При половом бессилии из-за П. как мужчинам, так и женщинам, помогало съедание бараньих тестикул. П. часто непосредственно связывают с сексом и родами, поэтому считается, что дети могут заразиться П. от контакта с нижним бельём взрослых, от стирки детского и взрослого белья в одном корыте, от сушки их на одной верёвке и т.д. Способ лечения ребёнка от "испуга", который заключается в обливании ребёнка водой, выжимаемой из мокрой нижней рубашки матери, некоторые информаторы (вв. печ. иж.) назвали П.. Дети могут быть инфицированы также и в том случае, если их крёстные являются носителями П., или вступают в брак дети, имеющие общих крёстных, даже не будучи в кровном родстве, если гöгинь "повитуха" не получила в подарок от родителей новорожденного платка или полотенца при отрезании пуповины. После родов специальными обрядами очищали и женщин, и домашний скот. До очищения к роженице подходили с сосновой лучинкой во рту или, набрав в рот воды, брызгали ею на роженицу или животное. Из животных наиболее нечистыми считаются ящерицы, мыши, кошки, а также зайцы и шерсть собаки, данная ей Омöлем, но оскверниться (пежасьны, тшыкны, урöсмыны, урсасьны, сöсмыны) могут и другие животные. До недавнего времени женщинам не разрешали есть щучьи головы, вероятно, в связи с тем, что щука считалась хозяином рыб и воды, и женщины могли её осквернить, в настоящее время запрет переосмыслен и закамуфлирован: сир юр вильöдöмыд куш жытникö гусясьны пыралöм кодь "обгладывание щучьей головы подобно обворовыванию пустого амбара". Дикие животные не подпускют к себе человека, заражённого П., потому что П. сопровождает души человека и животных и на том свете. По представлениям к.-з. и к.-п. часто заражались П. домашние животные, поскольку для этого не обязательно нужна сознательная порча, достаточно, если животного коснётся или через него перешагнёт женщина. Народная магия допускает лечение человека и животных с помощью "переноса" болезни или П. на чужого животного или человека: у к.-з. платок, рубашку или др. предмет клали на больное место, а затем выбрасывали на улицу, в надежде, что кто-либо позарится и возьмёт или перешагнёт через них; также выбрасывали на дорогу банный веник, которым парили больного; скармливали огрызки нечистого человека или животного ягнёнку, собаке, нетели. Существовал ряд способов исцеления испорченных охотничьих собак. Так кастрированному кобелю могли с этой целью скормить его же высушенные половые органы, испорченной собаке прокалывали нос щучьим зубом, окуривали можжевеловым дымом, заставляли переплывать реки. Собака и сама могла избавиться от П., укусив здоровую собаку, если же кусала здоровая больную, последняя не исцелялась. П. можно подхватить и при купании в стоячей воде. В таком случае следовало искупаться в той же воде вторично, чтобы вернуть П. в воду. Вода текучая же напротив очищает от любой скверны, поэтому часто для лечения инфицированного П. приглашали странников или людей, живущих за рекой, ручьём. Туйвыв йöз "дорожные люди": путешественники, странники так же, как дети и старики, считались чистыми от П.. и способными исцелять от него. Заброшенные колодцы, где вода застаивалась и становилась П., очищали, опуская в них сöспу корöсь "рябиновый веник". Лит.: Налимов 1925, Налимов 1991, Старцев 1929, ПМА. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |