ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Пеж


 
 

скверна

П. — особо вредное свойство, не имеющее определённых форм, но передающееся через предметы, вещи, стихии, животных, а также от человека к человеку (чаще от женщины при совокуплении). Согласно одной из мифологических сюжетов, женщина стала носителем П. ещё при её сотворении: Ен, создав женщину, не успел доделать генитальный орган и оставил её под присмотром собаки. Омöль, соблазнив собаку куском мяса, плюнул женщине в промежность, отчего образовался недостающий орган. Согласно другой версии, когда в мире стало слишком много П., животные и люди стали болеть, а земля плохо родить, одна из женщин решила принять всю скверну на себя и оказалась по горло в П. Тогда ей на помощь пришли остальные женщины и забрали себе часть П.

П., по представлениям к.-з. и к.-п., обладают половозрелые женщины (особенно при беременности и регулах), она передаётся от них не только при прямом контакте с другим человеком, но и при перешагивании ими через предметы, при соприкосновении с предметами, поэтому к.-з. мужчины охраняли свои вещи от подобных действий и не передавали предметов (особенно веретена) из рук в руки, а клали рядом с женщиной, чтобы не впасть в зависимость от неё и не потерять охотничью сноровку, а перед выходом на промысел не вступали в половую связь или очищались в бане. Даже упоминание о потенциальных носителях П., могло испортить промысел, поэтому на охоте женщину предписывалось называть только иносказательно.

Обряд очищения заключался в мытье в "первом пару" (т.е. чтобы до того никто ещё не успел помыться) и обливании холодной водой. В некоторых случаях проводили более сложный обряд: полив водой каменку, собирали стекающую по камням воду в чуман (берестяной сосуд) и обливались гор выв ва "водой с каменки". В случае же, если мужчина из-за П. потерял мужские способности, его исцелял чистый от П. человек следующим образом: пациент ложился на полок, старик готовил воду вышеописанным способом, попарив, обливал этой водой и, поплевав ему между ног, изгонял П. в отдалённые и недоступные места или предупреждал пациента больше не думать о женщинах и не говорить о половых сношениях. Оскверниться при соитии могут не только мужчины, но и женщины, которые в этом случае избавляются от П., пропуская через воротник рубашки горячие угли. Если мужчина после соития с одной женщиной не очистившись вступал в связь с другой или даже просто перешагивал через неё, другая становилась П.. У сыс. к.-з. считалось, что, перешагивая через девушку после совокупления, мужчина мог её оплодотворить и заразить П.. При половом бессилии из-за П. как мужчинам, так и женщинам, помогало съедание бараньих тестикул.

П. часто непосредственно связывают с сексом и родами, поэтому считается, что дети могут заразиться П. от контакта с нижним бельём взрослых, от стирки детского и взрослого белья в одном корыте, от сушки их на одной верёвке и т.д. Способ лечения ребёнка от "испуга", который заключается в обливании ребёнка водой, выжимаемой из мокрой нижней рубашки матери, некоторые информаторы (вв. печ. иж.) назвали П.. Дети могут быть инфицированы также и в том случае, если их крёстные являются носителями П., или вступают в брак дети, имеющие общих крёстных, даже не будучи в кровном родстве, если гöгинь "повитуха" не получила в подарок от родителей новорожденного платка или полотенца при отрезании пуповины. После родов специальными обрядами очищали и женщин, и домашний скот. До очищения к роженице подходили с сосновой лучинкой во рту или, набрав в рот воды, брызгали ею на роженицу или животное.

Из животных наиболее нечистыми считаются ящерицы, мыши, кошки, а также зайцы и шерсть собаки, данная ей Омöлем, но оскверниться (пежасьны, тшыкны, урöсмыны, урсасьны, сöсмыны) могут и другие животные. До недавнего времени женщинам не разрешали есть щучьи головы, вероятно, в связи с тем, что щука считалась хозяином рыб и воды, и женщины могли её осквернить, в настоящее время запрет переосмыслен и закамуфлирован: сир юр вильöдöмыд куш жытникö гусясьны пыралöм кодь "обгладывание щучьей головы подобно обворовыванию пустого амбара". Дикие животные не подпускют к себе человека, заражённого П., потому что П. сопровождает души человека и животных и на том свете. По представлениям к.-з. и к.-п. часто заражались П. домашние животные, поскольку для этого не обязательно нужна сознательная порча, достаточно, если животного коснётся или через него перешагнёт женщина.

Народная магия допускает лечение человека и животных с помощью "переноса" болезни или П. на чужого животного или человека: у к.-з. платок, рубашку или др. предмет клали на больное место, а затем выбрасывали на улицу, в надежде, что кто-либо позарится и возьмёт или перешагнёт через них; также выбрасывали на дорогу банный веник, которым парили больного; скармливали огрызки нечистого человека или животного ягнёнку, собаке, нетели. Существовал ряд способов исцеления испорченных охотничьих собак. Так кастрированному кобелю могли с этой целью скормить его же высушенные половые органы, испорченной собаке прокалывали нос щучьим зубом, окуривали можжевеловым дымом, заставляли переплывать реки. Собака и сама могла избавиться от П., укусив здоровую собаку, если же кусала здоровая больную, последняя не исцелялась.

П. можно подхватить и при купании в стоячей воде. В таком случае следовало искупаться в той же воде вторично, чтобы вернуть П. в воду. Вода текучая же напротив очищает от любой скверны, поэтому часто для лечения инфицированного П. приглашали странников или людей, живущих за рекой, ручьём. Туйвыв йöз "дорожные люди": путешественники, странники так же, как дети и старики, считались чистыми от П.. и способными исцелять от него. Заброшенные колодцы, где вода застаивалась и становилась П., очищали, опуская в них сöспу корöсь "рябиновый веник".

Лит.: Налимов 1925, Налимов 1991, Старцев 1929, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.