Пöлöзнича |
П. у к.-з. и к.-п. преимущественно представляли в виде молодой женщины в одежде и платке зеленого цвета, в соломенных лаптях, с глазами голубого цвета, как васильки. У к.-з. одно из названий этого распространенного полевого сорняка — П. син "глаз П.". В то же время, как свидетельствует вв. наименование полевого духа-хозяина — полудь айка, он мог быть и в мужском обличьи. По представлениям к.-п., полевой дух под наименованием обороника или луншöрика-обороника имел антропозооморфный облик: женщина с развесистыми рогами на голове. Она жила в поле, ночью спала во ржи и помимо охраны посевов занималась розыском деревянных борон, оставленных нерадивыми хозяевами прямо в поле. Найдя борону, "обороника" надевала ее на рога и, осторожно ступая, чтобы не повредить рожь, выносила ее на межу. Если "обороника" показывалась человеку, это считалось благоприятным знаком, сулящим хороший урожай. В пору цветения ржи у к.-з. и к.-п. действовал ряд запретов, в частности, чтобы не повредить будущему урожаю, воспрещались свист и игра на музыкальных инструментах. Особенно строго воспрещались стирка белья и полоскание его в реке, Считалось, что при нарушении этого запрета П. заболевала, а семью провинившейся женщины ожидал неурожай. Или же, напротив, П. жестоко наказывала провинившуюся. Так, в одной из к.-з. быличек говорится о женщине, которая во время цветения ржи пошла на реку полоскать белье на реку. П., находящаяся в воде обвинила женщину в ее загрязнении и набросилась на провинившуюся. Женщина сумела добежать до дома, постелила на стол скатерть, положила на нее хлеб и стала его резать ножом и только благодаря этому спаслась от П. (скатерть, хлеб и хлебный нож считались у к.-з. и к.-п. наиболее сильными оберегами от нечистой силы). Аналогичная взаимосвязь П. с водной стихией и женскими водяными духами (русалками) отмечена в русской мифологии. По сведениям исследователя верований к.-з. В.В. Кандинского, уже в конце ХIХ в. взрослым населением Коми края вера в П. была практически утрачена, верили в ее существование только дети. В то же время, по рассказам стариков, в прошлом вера в могущественную силу П. была так велика, что до Ильина дня (начало уборки) никто не смел даже дотронуться до растущей ржи, опасаясь страшного наказания. По их мнению, обидевшись на маловерие в ее существование, П. куда-то ушла, в результате чего резко ухудшилась урожайность. Представления о П., по всей видимости, появились у к.-з. и к.-п. под русским влиянием. Лит.: Иванов, Топоров 1965, Кандинский 1889, Климов 1990, Налимов 1907, Налимов 1991. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |