Протож |
П. обычно носили, воткнув в пояс, ворот рубахи или лиф сарафана. Совершенно необходимым считалось иметь при себе П. при участии в похоронном и свадебном обрядах. "Если иголка с отломанным ушком на тебе есть, ни один колдун ничего не сможет сделать, свадебщики-то всегда в пояс втыкали." На одежде ижемской невесты насчитывалось до 9-ти П. С помощью П. можно было перекрыть дорогу колдуну и нечистой силе, для чего её втыкали в косяк двери, в столб ворот, в изгородь. К.-з. и к.-п. считали, что в этом случае злоумышленник не может найти калитку и будет ходить вдоль изгороди до тех пор, пока не снимешь П. или не отгонишь его. П. считалась также оберегом от дурных снов и наваждений. Для защиты от нежелательных сновидений, её втыкали в подушку. Вероятно, магическое значение П. приписывали не только из-за материала, или из-за отнесения её к колющим предметам, но и в связи с тем, что один из её концов представлял собой развилку, перекрестие, которые, по поверьям к.-з. и к.-п., являлись каналами в иной мир и одновременно запорами от него. (См. Вожа пу, Вуджöр.) Лит.: Сидоров 1928, ПМА. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |