ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Петыр лун


 
 

Петров день

Согласно Библии, апостол Пётр был по профессии рыбаком, поэтому далеко не случайно, что у русских день первоверховных апостолов имел народное название "день Петра-рыболова", а сам Пётр считался покровителем рыбаков. У к.-з. и к.-п. П.л. также считался днём, после которого было можно начинать летний лов рыбы, а апостол Пётр, точнее, оба апостола, поскольку они воспринимались в народе как одно лицо — Петыр-Павел, был покровителем рыбаков. Отправляясь на рыбную ловлю, рыбаки произносили: "Дай, Петыр-Павел, рыбу". Когда приносился в дом первый улов, то после того, как рыба была приготовлена и съедена, высказывалось пожелание: "Господи, Петыр-Павел, дай рыбаку здоровья, да рыбы столько пудов и фунтов, сколько чешуи да косточек".

Неменьшее значение, чем рыболовство, у к.-з. и к.-п. имел охотничий промысел. По аналогии П.л. считался и днём охотников. В ночь на день первоверховных апостолов охотники отправлялись в лес на поиски "Петрова корня или же "Петрова крестика", растения, называемого так потому, что его листья располагаются на стебле крестообразно. Корешок этого растения хранился на божнице, а отправляясь на охоту, каждый промысловик прикреплял его рядом с нашейным крестом в уверенности, что он обезопасит его от всевозможных несчастий.

В фольклорном образе Петыр-Павел к.-з. и к.-п. обычно подчёркивают два качества, необходимых рыбаку — терпение и отсутствие жадности (азарта): "Говорят, Петыр-Павел 25 лет рыбу удил, поймал одного ерша, и того отпустил". Жадного человека Петыр-Павел, являющийся хранителем ключей от райских врат, привратником, не впускает в рай. В сказках к.-з. и к.-п. (сюжет "Солдат и Смерть") Петыр-Павел изображается в несколько ироническом ключе: как строгий, но добродушный и недалёкий старик, которого не слушается Смерть и обманывает Солдат.

В день первоверховных апостолов заканчивался Петров пост. У ижемских к.-з. существовал обычай накануне П.л. устраивать складчину "петрушину". Молодёжь, женщины среднего и пожилого возраста собирались в отдельные в зависимости от возраста группы, причём, в молодёжную входили и парни и девушки, а в более старшие — только женщины. Устраивались "петрушины" у кого-нибудь в доме. Её участники приносили с собой выпечку (шаньги, кулебяки и т. д.), пиво, вино и обязательно какую-либо крупу и сметану. Сметану сливали в маслобойку, взбивали из неё масло, а затем варили кашу со свежевзбитым маслом. После коллективной трапезы начиналось веселье, продолжавшеся до утра следующего дня. Молодёжь варила петровскую кашу и на природе. Парни и девушки, прихватив с собой продукты и гармонь, отправлялись на луг, варили там кашу на масле, а после развлекались песнями и плясками. В П.л. повсеместно устраивались луговые игры.

Лит.: Ветошкина 1982, Громыко 1975, Дукарт 1975, Заварин 1870/1, Конаков 1993, Микушев, Чисталёв 1960, Плесовский 1963, ПМ ОУ.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.