ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Пывсянса


 
 

дух-хозяин бани

Представления о П. у к.-з. и к.-п. в основном совпадали с аналогичными у восточных славян. П. считался наиболее грозным из всех духов-хозяев дома и хозяйственных построек. С происками П. связывали угар или даже смерть после помывки в плохо проветренной "черной" бане. Отношения с П. были строго регламентированы. Впрочем, регламент этот был достаточно прост: входя в баню следовало попросить у П. разрешения помыться: после "третьего пара" (в некоторых местах — после второго) мыться в бане было нельзя. Нарушивших первое правило П. просто изгонял из бани, не давая им мыться. За нарушение второго могла последовать смерть. Перед помывкой, чтобы умилостивить П., ему ставили угощение — воду и печеный лук. Опасным для жизни считалось и посещение бани в ночное время. Схваченного П. несвоевременного посетителя мог спасти вовремя подоспевший на помощь дух-хозяин овина (рыныш айка), который считался враждебным по отношению к П..

Тем не менее особых оснований для зачисления П. в разряд исключительно злых антагонистических людям духов нет: он был жесток только в отношении нарушителей норм общения между людьми и духами. Исключение представляли малолетние дети, которых до появления зубов, т.е. до того, как они из переходного младенческого возраста переходили в разряд "людей", нельзя было одних оставлять в бане. Безнадзорных младенцев П. похищал, оставляя вместо них подмену — вежöм. В определенной ситуации из общения с П. можно было даже извлечь пользу. Так, у к.-з. существовало поверье: чтобы хорошо научиться играть на гармонике, вечером на Святки, во время наиболее плотного контакта мира людей с миром духов, следовало придти в баню, захватив с собой невыделанную коровью шкуру, петуха, нож, иголку без ушка и гармонику. Там, разостлав на полу шкуру, смельчаку следовало сесть на нее, очертить ножом вокруг себя замкнутый круг, воткнуть в свою одежду иголку без ушка (шкура, нож, замкнутый круг, иголка без ушка — традиционные обереги от нечистой силы) и вызвать П. Появившийся П. сначала ломал гармонику, потом собирал её заново и начинал играть всевозможные мелодии. Этот ночной "концерт" продолжался до пения петухов, после чего П. падал оземь и исчезал, а смельчак усваивал все услышанные мелодии. Аналогичные представления о том, что банник может научить игре на гармонике существовали и у русских.

У к.-п. и в большинстве этнографических групп к.-з. П. чаще представляли в мужском облике: маленьким старичком в красной шапочке. Пывсян гор "банный очаг" повсеместно считался излюбленным местом пребывания П.. У нижневычегодских к.-з. наряду с представлениями о духе-хозяине бани существовали представления и о хозяйке. Причем, даже в тех местах, где общепринятым названием П. было пывсян айка, т.е. дух мужского пола, при обращении к нему пользовались словом "матушка". Этого духа представляли в виде пожилой женщины небольшого роста в красной шапочке. У ижемских к.-з. П. представляли исключительно в женском облике. Появлялась гуранька в виде женщины в сарафане, при ней мог быть и ребенок, в пищу которому она обещала припозднившегося посетителя. Если ей что-либо не нравилось, она могла сжечь баню и перейти в баню другого хозяина.

Лит.: Гагарин 1970, Конаков 1996, Попов 1874, Рочев 1972б, Сидоров 1928.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.