ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Пывсян


 
 

баня

У народов коми П. была неотъемлемым и одним из важнейших элементов традиционной культуры. Функции П. были намного шире ее утилитарного гигиенического назначения. В ней занимались лечением людей знахари-костоправы и специальные "банные знахари" (пывсьöдчысь к.-з., пывсьöдчись к.-п.). При лечении широко использовались как рациональные народные лечебные средства и методы (массаж, компрессы, ингаляции, растирания, ванны из лечебных трав и др.), так и всевозможные магические действия. Знахари, занимающиеся любовной магией, также предпочитали заниматься приворотной деятельностью в П. Обязательным считалось посещение П. перед началом любых важных хозяйственных работ (сева, выхода на охоту и др.) и перед отправлением в дорогу.

Кульминационным моментом свадебной обрядности для девушек-невест была девичья П. накануне свадьбы. Как и у сев.-рус. населения в П. символически смывалась девичья красота, невеста прощалась с девичьей волей и косой. После П. (иногда по пути в нее) невеста исполняла причитания о П., в которых она выступала как бы символом покидаемого отчего дома. Эти причитания были наиболее устойчивы и почти не допускали импровизаций. Родительская П. характеризовалась красочными эпитетами: теплопарная, горячежарная, чудесная, свет очей моих, желанная, почитаемая, из дубовых бревен, на золотистом мхе, с серебряными пазами, с жемчужными камнями очага, "место, в котором зреет светлая кровь, место, в котором делается белым белое тело". В некоторых местах первой работой молодой после свадьбы была топка П. уже на усадьбе мужа.

Несколько меньшее, но также обязательное место занимала П. и в других семейных обрядах. Большинство родов происходило в П. или же, если рожали в другом, обычно нежилом, помещении (хлеве, овине), роженица после этого на несколько дней (три, иногда более) вместе с младенцем перемещалась в П. После завершения похорон все, кто собирал покойника в последний путь, обмывал и обряжал его, обязательно посещали П., проходя тем очищение от соприкосновения с миром мертвых. На девятый день устраивалась ритуальная П. для покойного, которого замещал обмывальщик. Повсеместно было принято в календарные дни поминовения при посещении П. приглашать в нее на помывку души умерших предков.

Как и большинство особо значимых атрибутов традиционной культуры П. обладала высоким сактральным статусом. Отношение к П. было амбивалентным. С одной стороны, она была одним из наиболее чтимых объектов, что находило яркое выражение в свадебной обрядности (банные причитания невесты) и фольклорных формулах обращения к П. как к живому существу с просьбой о разрешении помыться-попариться. У к.-з. перед тем, как войти в П., полагалось произнести: "Банюшка, солнцеликая, пусти нас попариться, в П. живущий, пусти нас попариться". У к.-п., прежде чем зайти в баню, просили: "Батюшка-матушка, с уголечка парушка, Соломея бабушка! Идут (имярек), да дети мои. Чтобы дети не угорели, горячим веником парь, чистой водой полоская". Если в П. шли только взрослые, без детей, обращение было более кратким: "Батюшка-матушка, Соломея бабушка, пусти нас попариться". В П. перед тем, как начать мыть детей, произносили: "Батюшка-матушка, теплая парушка! Нас помой и попарь, прогони печали. Погрей и помой (имя ребенка) дай ему здоровье". Уходя из П. ее благодарили: "Батюшка-матушка, Соломея бабушка, спасибо за парушку, спасибо за жарушку, со Христом оставайся". Зафиксировано и несколько иное обращение — "Солоника бабушка".

Малоизвестный у к.-з. образ бабушки Соломеи (Салоники) появился у к.-п., по всей видимости, от русских. Персонификация бани в образе бабушки Соломеи и обращение к ней при посещении бани были приняты на русском Севере. Саломия — библейский персонаж, мать апостолов Иакова и Иоанна, одна из трех мироносиц, которые пошли к гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его тело благовонным миром.

Контаминация образов христианских святых с персонажами языческих верований была типична для русского православия. Причинами выбора именно Соломии для персонификации бани были, видимо, следующие. Неделя святых женщин-мироносиц (третья по Пасхе) приурочена к воскрешению Христа, понятия же воскрешение-обновление-исцеление близки по своей сути в народном мировоззрении. О том, что с данным персонажем связывались в первую очередь лечебно-оздоровительные функции бани свидетельствуют северо-русские заговоры, в которых при парении детей "бабушку Соломонеюшку" просили "...смыть уроки, прикосы, грыжи, изапоты, ломоты, сухоты, болезни". К.-п. знахарки также при лечении в П. детей в своих заговорах обращались с просьбой о помощи к "баньке-матушке, Солонике бабушке и теплой парушке". Кроме того, выбор Соломии обусловили ее высокий статус в библейской истории — мать двух апостолов и созвучие ее имени обязательному банному атрибуту — соломе, которую стелили на пол и на полки для парения.

К положительному отношению к П. можно отнести и представления о том, что после ее посещения происходило очищение от бытовой скверны, по аналогии: чистота физическая = чистота духовная.

Негативная семантика П. обуславливалась прежде всего ее маргинальностью. П. находилась на задворках крестьянской усадьбы или же, гораздо чаще, на берегу реки. Абсолютное большинство к.-з. и к.-п. селений было расположено по берегам рек, поэтому они воспринимались как естественные рубежи между освоенным своим и неосвоенным чужим пространством. Кроме того, река представлялась и как один из путей в иномир, который помещался неопределенно далеко вниз по ее течению. Нахождение П. на рубеже неосвоенного и освоенного пространства (усадьба, селение — два его основных порядка) ассоциировалось с ее нахождение на рубеже мира этого и мира (миров) иного. В связи с этим появились представления о том, что в бане могла произойти подмена ребенка (вежöм), в ночное время ее посещала всевозможная "нечистая сила", в ней происходило получение колдовского дара. С помощью банного веника производились гадания о судьбе в Иванов день.

То, что с П. были связаны всевозможные переходы из одного состояния в другое: грязный — чистый, больной — здоровый, небытие — рождение, невеста — жена и др., позволяет соотнести ее восприятие с восприятием мифического времени, в котором инверсии были обычным явлением, мир еще не был стабилен, а различные его объекты и явления только еще создавались и обладали способностью видоизменяться. Один из пожилых верхневычегодских крестьян рассказывал П.А. Сорокину в начале этого века историю о том, как он, перестраивая П., столкнулся со странным фактом. Когда была разобрана печь-каменка и хозяин П. стал выносить камни от нее наружу, большой камень — основание печи застрял в дверях, хотя когда-то он прошел в двери без малейших затруднений. Старик прокомментировал это совершенно спокойно: "Камень вырос". Ср. с общепринятым у к.-з. представлением о том, что в мифическое время камни обладали способностью к самопроизвольному росту, в результате чего и появились на земле горы. Со временем сотворения мира П. сближало нахождение в ней в непосредственной близости двух основных стихийных оппозиций — огня и воды, а также ее необходимый атрибут — горячий пар (ср. "холодный пар" — туман, как один из маркеров первобытного хаоса).

Лит.: Дмитриева 1982, Жилина, Сорвачева 1971, Ильина 1997, Климов 1991, Плесовский 1968, Рочев 1984, Семенов 1991, Сорокин 1910, Шабаев, Никитина 1993, Янович 1903.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.