ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Петыр Первой


 
 

Петр I

Пётр I, великий царь-реформатор, стал фольклорным героем (преимущественно в исторических и топонимических легендах и преданиях) у многих народов бывшей Российской империи. У к.-з. и к.-п. П.П. является героем одной из бытовых сказок с достаточно простым сюжетом: П.П., находясь на охоте, заблудился в лесу, из которого его вывел встретившийся там мужик, или, по другим вариантам, удалой солдат. Варианты этой сказки, в которых спасителем П.П. является солдат, обязательно содержат в качестве центрального эпизода рассказ об их пребывании в находящемся в глухой чащобе доме разбойников, где они живут со старухой (варианты — старуха с немой служанкой, старуха с женщиной и девушкой). Благодаря смекалке и доблести солдата обитатели разбойничьего притона погибают, а он и П.П. с награбленным ими добром успешно выбираются из леса. Вариант этой сказки, записанный у верхневычегодских к.-з., в значительной мере мифологизирован. Так, старуха, которая одна находится в доме разбойников, когда в него попадают П.П. и солдат, оказывается Ёмой; в голбце дома, т.е. нижней периферии жилого пространства, хранятся трупы — разбойники питаются человечиной; П.П. и солдат отправляются спать на чердак, т.е. верхнюю периферию жилища, именно там солдат по-одному убивает всех разбойников, пытавшихся забраться на чердак, чтобы убить постояльцев. Всех разбойников, а затем и Ёму, солдат убивает, отрубая им головы, ср. именно так убивает сказочный к.-з. герой-богатырь многоголового змея-Гундыр.

В другом, также записанном у вв. к.-з. тексте, П.П. уже сам предстает в качестве одного из центральных героев мифа. Речь идет о нарративном апокрифе о сошествии Иисуса Христа в Ад. Когда Иисус, разделив обитателей ада на праведников и грешников, собрался выводить их на поверхность, П.П. (единственный обитатель ада, названный в апокрифе по имени) попросил: "Иисус Христос, меня тоже возьми !" На что получил ответ: "Ты на земле очень хитрый был, своей хитростью сам отсюда выйдешь". Оказавшись один в опустевшем аду, П.П. аршином начинает измерять его площадь, делая пометки мелом. Заинтересовавшемуся его деятельностью молодому помощнику владыки ада, бесу, П.П. сообщает, что теперь в аду стало много места, и он решил строить церковь. Узнав об этом, владыка ада приказал срочно избавиться от П.П., и того прогнали в рай.

Появление этого фольклорного сюжета, по всей видимости, связано с имевшими хождение в среде к.-з. старообрядцев рукописными апокрифами. Особое отношение к Петру I у староверов сформировалось во многом благодаря его активной деятельности по легализации торговли табаком и курения, во время которой он пренебрегал даже негативным отношением к табаку православной церкви.

Лит.: Голиков 1843, Fokos-Fuchs 1951.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.