ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Ва


 
 

вода

В. — один из наиболее ёмких мировоззренческих образов к. мифологии, согласно одной из наиболее распространённых космогонических версий являлась самой первой стихией мироздания, соотносимой с первичным хаосом. "Вначале не было ничего, кроме воды", "Летала над бескрайней водой утка-чöж", "Тогда ничего не было, кроме тумана" — подобными фразами начинается большая часть известных мифов творения к.-з. По некоторым к.-п. мифам, земля образовалась из куска облака, который Ен отломил ударом молнии и полил водой. Со дна Мирового Океана боги-демиурги в орнитоморфном облике достают землю, на которой создаются остальные стихии, явления, вещи и живые существа. Согласно представлениям к., В. есть во всех трёх уровнях мироздания. Причём, воды небесные, земные и подземные соединяются на земле: ключи выходят из-под земли, дождь падает с небес, земная вода уходит под землю и, испаряясь, поднимается вверх. Своеобразно отражена идея "круговорота воды" в некоторых изображениях пермского звериного стиля: женское божество, стоящее на пауках, упирается головой в солярное изображение; с пальцев ног и рук льются струи воды, а затем поднимаются вверх (волнистые знаки воды); по бокам божества изображены антропозооморфные и антропорастительные фигуры в позе почтения (полусогнутые, с поднятыми вверх руками). В., в мировоззрении к., является образом первоначала, начала, рождения, источника жизни.

Отсюда то магическое значение, которое придавали к. В. При тяжёлых родах переливали В. из сосуда в сосуд, наливали в ушат без дна и т.д. В лечении болезней, порчи, сглаза широко использовались вежа В. "святая, освящённая вода", притча В. "заговоренная вода" с солью, углями или собранная после обливания каменки в бане, куим öкмыс юкмöсысь В. "из тридевяти колодцев вода", изъя В. "вода с камнями", потшыс В. "вода с изгороди", лым сылöм В. "талая вода", зэр В. "дождевая вода", ключ В. "ключевая вода". Считалось, что В. — уносит болезни, сглаз, несчастье, которые знахари, как правило, посылают "В. ньылыд" (вниз по воде, по течению), подразумевая под В. реку, которая вбирает в себя и объединяет Мировые воды. В представлениях к. о том свете, В. воплощается в образе реки, через которую или по которой переходят души умерших на тот свет. Часто, впрочем, граничная река обретает свойства огненной стихии. (См. Сир.) Тем не менее кладбища к.-з. традиционно отделяются от населённых пунктов водной преградой (ручьем, рекой).

Образ В. весьма распространён в устной несказочной прозе к., особенно в быличках о Васа (водяном). Интересны былички иж. к.-з. о том, что в каждом тундровом озере живёт хозяин, который, если его рассердить (кто-либо кинет камень, женщина прополощет бельё и т.д.), уходит в другое место и уводит озеро с собой. Весьма сходные былички существовали у удмуртов.

В среде к. принято было по разным поводам приносить жертвы воде. К.-п. каждую весну дарили подарки только что вскрывшимся ручьям, рекам, ключам. Рыбаки отдавали воде (водяному) первую рыбу, хлеб с солью; вв. к.-з., поймав первую сёмгу, традиционно прерывались от лова, чтобы сварить и съесть на берегу уху из головы рыбы, иначе от них могла отвернуться удача. Считалось, что головная боль — следствие гнева воды, поэтому, при возникновении её, следовало до рассвета умыться у воды и попросить у неё прощения. Чтобы избежать болезни, попив воды из источника (реки, ручья) к.-з., давали что-либо (хотя бы ниточку или пучок травы) в подарок. В непроточные лужи бросали сыр, крошки хлеба, женщины — пряжу. У к.-п. молодые на третий день после свадьбы спускались к реке, мыли лицо, руки, а молодая бросала хлеб, сыр, деньги; у к.-з. муж — деньги, жена — деньги и пряжу. В некоторых местах супруги приносили жертвы каждую весну. Жертвоприношения далеко не всегда подразумевают в качестве получателя водяного или хозяина воды, чаще дары приносили реке. Так, переезжая реку первый раз нв. вв. к.-з. бросали в воду щепку, чтобы лодка была более лёгкой, кусочек хлеба и обращались к реке с просьбой охранять в плавании. Перед водной дорогой к.-з. бросали в воду хлеб и деньги, мыли лицо, руки и просили у реки благословения, то же делали при переходе через новую реку. Считалось, что путник, странник, который переходит на своём пути множество водных преград, очищается от грехов и приобретает особую магическую силу, поэтому странники у к. приравнивались к знахарям, и к ним обращались за помощью в избавлении от порчи и лечении.

Существовало множество запретов и предписаний, связанных с водой. К.-п. полагали, что человек, плюнувший в ручей, реку, колодец будет печалиться; к.-з. — заболеет. Вв., уд. к.-з. считали, что у осквернившего В. губы покроются коростой. К.-з. избегали пить воду из стариц, купаться в ней, некоторые даже не ели рыбу из озёр и стариц. Подземные же источники, напротив, считались целебными: так, оз. Чудъювад (вв.), несмотря на то, что оно находится посередине болота, считалось "чистым", поскольку рыбаки полагали, что озеро соединено с рекой подземной протокой (в нём водится стерлядь — рыба "нечистая", но речная). В сохранившихся до настоящего времени поверьях В. в некоторые моменты может быть особенно животворной (на Крещение, на Вешнего Егория, Ивана Купалу и т.д) или особенно губительной. У вв. к.-з. талой водой, набранной в Егорьев день с лесных бочажков, лечили желтуху, болезни глаз, чесотку и т.д., у печ., иж. вв. к.-з. талая вода считалась средством от порчи, сглаза. Некоторые водные источники среди к. считались целебными: так, в записях XIX в. упоминается паломничество к оз. Синдор, святым ключам возле д. Вадыб, пог. Ыб, дд. Латьюга, Пысса и др., в которые паломники бросали серебряные монеты и хлеб. Летом детям разрешали купаться только с Купальницы (26 июня ст.ст.) до Ильина дня (22 июля ст.ст.), после которого "вода становится без дна" (В.-ыс пыдöстöм лоö), наступает время "обновления воды" (В. вежандыр), "вода с небом меняются"( В.-а-Енэжа вежсьöны), "открываются ямы, глубокие места с водоворотами" (гöбечьяс воссьöны) и т.д..

Во многом подобное отношение к В. объясняется представлениями о небесной и земной, о "живой" и "мёртвой" воде, согласно которым текучая или кипящая вода считалась "живой", стоячая — "мёртвой". Отсюда почтение к ключам и дождевой воде. Образы кулан В. "мёртвой воды", ловъя В. "живой воды" достаточно часто встречаются в сказочном фольклоре к.. Как правило, и та, и другая добываются в одном и том же месте: "озеро мёртвой воды, а посередине озера ключ бьёт с живой водой", одинаково обладают целебными свойствами: "мёртвая" вода сращивает кости и мясо, "живая" — возвращает к жизни, даёт дыхание (лов "душа-дыхание"). Третий вариант названия связан с идеями жизненной силы, омоложения: том-В.-лов-В. "молодости вода-души вода". В сказках к. встречаются также образы частично животворящей или смертельной воды: вына В. "сильная вода" и вынтöм В. "бессильная вода", принадлежащие антагонисту. В несказочном фольклоре, в частности быличках и преданиях, заместителями "живой" и "мёртвой" воды являются вежа В. "святая вода", средство оживления, возвращения людей, попавших в иной мир, и нямöд кöтöдöм В. "вода от замоченных портянок", связанная с Пеж.

Лит.: Ветошкина 1982, Материалы ЦГАРК ф.604, оп. 1, д.14, л.35, Списки нас. мест Российской империи, С-Пб,1866. — вып. VII, — С.V., Емельянов 1921, Климов 1990, Кулик 1914, Лыткин, Гуляев 1970, Holmberg 1913, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Ва
       Важ йöз
       Важ календар
       Ва öш
       Ва пыдöс
       Васа
       Василей лун
       Вежа ва
       Вежадыр
       Вежай-вежань
       Вежливец
       Вежöм
       Ветлан
       Виж паськöма морт
       Вир
       Висьöм
       Вожа пу
       Войпель
       Войтöв сайöд
       Войшöрвойся
       Вомидз
       Вор улын кералöм
       Вошйыны
       Вошлы
       Вöвъяслöн молебен
       Вöнь
       Вöр
       Вöрса
       Вöт
       Вуджöр I
       Вуджöр II
       Вундöм

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.