Вежай-вежань |
В иерархии семейно-брачных отношений у к. крёстные родители имели очень высокий статус. Поведение вежань отражалось на здоровье ребёнка, которого она крестила. На том свете она должна была дать отчёт о здоровье своих крестников. Каждая женщина, достигнув определённого возраста, должна была стать крёстной матерью, считалось, что в противном случае ей на том свете придётся стать крёстной у молодой собаки. Отношения крёстных родителей между собой строго нормировались. Они не имели права одновременно ходить по полу босиком, им не полагалось сидеть друг против друга — всё это могло вызвать заболевание их крестника. Браки между крёстными строго воспрещались, считалось, что половые контакты между В.-В. или же крёстным и матерью ребёнка были для последнего губительны. В свою очередь, нельзя было заключать брак, если крёстные родители жениха и невесты оказывались даже в дальнем родстве. Родство между В.-В. признавалось более близким, если даже они до крещения были вообще не знакомы, чем родство вежань и отца ребёнка. В.-В. и матери ребёнка не полагалось не только ругаться друг с другом, но и произносить неприятные кому-либо из них слова, чтобы ребёнок не заболел. В традиционной свадебной церемонии роль В.-В. была выше, чем роль родителей жениха и невесты. Выкуп за невесту уплачивали именно они, благословение В.-В. считалось более существенным, чем благословение отца и матери. У к.-з., переселившихся в бассейн нижней Оби, ввиду существенных различий в традиционной культуре и мировоззрении, браки с хантами, манси и ненцами практически не заключались. Тем не менее, достаточно скоро, благодаря активному участию в обряде крещения, к.-з. обзавелись большим количеством крестников среди местного населения, что, несомненно, существенно снизило первоначальную межэтническую напряжённость. Лит.: Налимов 1991. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |