Вежöм |
Согласно народным верованиям, почти все нечистые духи (дзидзи, омöль, олыся, вöрса, пывсян айка, шувгей) могли похитить и подменить ребенка, причем, как во время его внутриутробного развития, так и после рождения. Поскольку в основном роды происходили в бане, и от трех до семи дней роженица с некрещенным ребенком находилась в ней, а затем ребенка полагалось часто парить, то особенно опасным считался банник. Подменить могли и другие нечистые духи, если ребенок оказывался без оберега, если мать оставляла его без присмотра на меже в поле, лесу или же, ругаясь, посылали к лешему. Вместо здорового человеческого младенца они подкладывали своего или деревянную чурку, которой придавали человеческий облик. Настоящий же ребенок продолжал жить и расти в потустороннем мире, в семье того или иного духа. Как правило, подменой объясняли рождение неполноценных, с явными физическими недостатками детей, а также отставание некоторых детей в физическом и умственном развитии. Подмененный ребенок был уродлив, много ел и пил, но медленно рос, годами оставаясь в колыбели, долго не умел ходить и говорить, был умственно слабо развит. В быту В. часто называли и обычных, здоровых, но непослушных, не придерживающихся традиционных правил поведения детей. Чтобы предотвратить подмену, роженицу с младенцем, а затем ребенка, особенно до появления у него зубов, старались не оставлять без присмотра. В бане считалось необходимым постоянно прикасаться к ребенку, иначе можно было и не заметить подмену. Выходя в предбанник, не разрешалось переступать через порог обеими ногами — одной ногой необходимо было находиться в бане. Запрещалось также передавать ребенка через порог. Даже после крещения в колыбель клали различные обереги (нож, ножницы, кусочек хлеба, иголку без ушка), а макушку подросшего ребенка посыпали солью. Обнаружить и ликвидировать подмену могли с помощью магических обрядов "запекания в печи", "рубки под корытом" (См. Вор улын кералöм, Пöжалöм). Считалось, что спасенный таким образом ребенок может в будущем стать сильным колдуном, поскольку "хорошо известен черту". Описания наружности, поведения В., процесса подмены имеются в многочисленных быличках. Особенно популярен сюжет о девушке, в младенчестве подмененной в бане, где мать оставила ее без присмотра. Не заметив подмены, женщина много лет ухаживала за В., который ел, пил, но ни ходить, ни говорить не научился. Однажды один деревенский парень, желая продемонстрировать свою смелость, взялся принести в полночь камень из банного очага и был пойман банником, который взял с него обещание взять замуж дочь банника. На другую ночь парень обвязался материнским поясом-оберегом, очертил в бане вокруг себя угольком круг и дождался появления всего семейства банного духа, среди которого выделялась девушка — красивая, лицом белая. Втащил он ее в круг, а когда петухи запели, и нечистая сила исчезла, девушка привела парня к дому, где женщина с В. жила. По совету девушки парень вытащил ребенка из люльки, положил на порог, ударил топором и все увидели, что лежит на пороге вместо ребенка деревянная чурка, и только щепки от нее летят. Тут дочь и рассказала матери, что выросла она у банника, а в колыбели была чурка, которую банный подложил. Аналогичные поверья и былички широко распространены на Русском Севере, у карел, удмуртов, башкир. Лит.: Ильина 1997, Рочев 1984, Янович 1903, Fokos-Fuchs 1951. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |