Висьöм |
Для традиционного мировоззрения к. были характерны представления о тесной связи мира живых и мира предков. Благополучие и здоровье живущих зависело от благорасположения ушедших в иной мир. Гнев умерших родственников, вызванный неуважительным отношением к их памяти, нарушением традиционных норм и правил поведения, мог стать в результате "находа умерших на дом" причиной неожиданных болезней. Взгляды на В., как результат вторжения "иного" мира, прослеживаются в рассказах, быличках, где В. вызываются появляющимися среди людей духами, иногда не имеющими плоти, иногда принимающими материальную, чаще зооморфную форму. Еще в начале XX в. особым было отношение к таким инфекционным заболеваниям как тиф, оспа. В доме, где имелся больной, запрещалось шуметь, пьянствовать, громко разговаривать, стучать, петь песни, стирать белье, необходимо было соблюдать абсолютную чистоту. Не разрешалось ругать В. и даже лечить заболевшего. Считалось, что в таком случае В. "не обидится, погостит и уйдет". Если же больной и его родные будут выражать свое недовольство болезнью, бороться с ее признаками, то В. "может разозлиться и забрать заболевшего с собой". К. верили в возможность непосредственного общения с этим духом и полагали, что иногда перед уходом злой дух благодарит хозяев, если они ему угодят, и указывает, куда переселяется. Бывает, но очень редко, он говорит, чем его можно умилостивить. В лечебной практике принимались меры, призванные как умилостивить, так и отпугнуть, уничтожить дух В.. В заговорах, произносимых при лечебно-магических обрядах прямо говорилось: "В. керала, омöль керала." "Болезнь рублю, злого нечистого духа рублю"; "В. сутшйöдла, омöль сутшйöдла." "Болезнь закалываю, злого духа закалываю". То есть, налицо отношение к В. как к реально существующему духу, представление о котором весьма абстрактно: он не имеет определенного вида, характерных черт. В других случаях духи В. имеют более конкретный образ. Так оспу к.-з. представляли в виде женщины, которая является во сне и предупреждает: "готовьтесь, я приду". Если ей не сумеют угодить, то рассердившись, она может попортить лицо. В образе женщины видели к.-з. и желтуху. Об антропоморфном облике духов, насылающих на людей те или иные болезни, писал Г. Старцев. При этом они наделялись чертами, свойственными представителям иного мира: хромота, безносость, немота, безухость (см. Кывтöм, Ныртöм). Констатируя эти факты, следует все же отметить, что подобные сообщения немногочисленны и в отличие, например, от соседнего русского населения, для к. была нехарактерна антропоморфизация образов болезней. Вполне возможно, что и представления об оспе, желтухе являются заимствованными. Гораздо более характерны представления о зооморфном виде демонов В., шеве, духе в виде ящерицы, мышонка, бабочки, червяка, личинки, волоса, проникающем в человеческий организм и вызывающем различные патологические состояния. В связи с выяснением народных взглядов на причины заболеваний интерес вызывают сведения об особом отношении коми к ящерице. Уже в названии пеж гаг "поганая тварь" заключена негативная оценка ящерицы как существа нечистого, а в фольклоре она противопоставляется солнцу, является сторожихой кладов, способна понимать язык птиц и зверей. Обратив внимание на эти характеристики, К.Ф. Жаков сделал предположение, что некогда ящерица "принадлежала к сонму темных божеств". Материалы по народной медицине подкрепляют это предположение. Еще в начале XX в. ящерица считалась существом, способным вызвать глазные и кожные заболевания: "Зырянин боится ящерицы и ни за что не возьмет ее в руки, есть даже поверие, если ящерица пройдет по ноге, то нога будет гнить, покроется язвами". В верховьях Вычегды существовала примета, по которой, если весной увидеть ящерицу, то заболят глаза. Вероятно, традиционное отношение к ящерице связано с тем, что она как представительница нижнего, подземно-подводного мира являлась зооморфным воплощением духов, вызывающих определенные заболевания. Наряду с представлениями о сверхъестественных существах, которые, вселяясь в человека или вмешиваясь в его жизнь, вызывали различные болезненные состояния, существовал и другой взгляд на причину заболеваний. В традиционных верованиях физическое и психическое здоровье человека связывалось с состоянием его души или других воплощений его жизненных сил — личного имени, тени, сердца, дыхания. Похищение, нанесение им вреда злыми духами или умершим сородичем вызывали болезнь, приводили к смерти. Охраной и поисками похищенной "души" занимались особые сакральные лица. Неслучайно один из терминов, обозначавших занимавшегося лечением знахаря, ним видзысь, буквально переводится как "имя охраняющий". В соответствии с подобными взглядами находит объяснение и термин вуджöр "тень", которым обозначали целую группу оберегов, опоясывающих, покрывающих тело человека. Морт вуджöр (тень человека) считалась у к. "частью самого человека", тесно связанной с его здоровьем и смертью. Утрата тени, нанесение ей вреда, по представлениям к., влекли за собой тяжелую болезнь и смерть. Поэтому основные обереги, предохраняющие от вредоносного влияния, объединяются термином вуджöр. Наиболее поздними по происхождению являются представления о болезни как божьей каре, насылаемой на людей за грехи. Появление и распространение их было связано с принятием христианства. Лит.: Сидоров 1928; Ильина 1997. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |