ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Вошлы


 
 

кость с развилкой

Согласно этиологическим мифам к.-з., птицы, сотворенные Еном, отличаются от летающих тварей, порожденных Омöлем, наличием В. в груди. Интересно, что грудная вилкообразная птичья кость в к.-з. языке имеет название морт "человек". Происхождение этого метафорического названия обусловлено тем, что В. по форме напоминает фигуру человека. В одном из фольклорных текстов к.-з. описывается диалог двух демиургов, которые опасаются перепутать свои творения. Ен говорит Омöлю: "У меня глухарь с "человеком", и рябчик тоже с "человеком"...". Примечательно, что в традиционных детских играх к. с костяными игрушками В. исполняют роль антропоморфных кукол, всадников. По наблюдениям коми этнографа Г.А. Старцева, в поверьях к.-з. В. глухаря, тетерева, утки наделяются функцией любовных талисманов. Считается, что девушка может легко приворожить к себе парня, дотронувшись до него В., либо незаметно прикрепив такую косточку к его одежде. Представления о магических свойствах В. наглядно проявляются и в ряде традиционных для к. гаданий и традиционных состязательных игр, которые объединяются названиями "чегны" "сломать" и "босьт да помнит" "бери и помни". У печорских к.-з. одна из таких игр проходила следующим образом: двое соперников растягивали В. за её концы до полного разлома и при этом произносили: "Тебе каметь, мне память..." Победителем считался тот, у кого в руках оставалась более крупный обломок В. — паметь. Меньший обломок — каметь — доставался проигравшему. Победитель назначал условия пари: на взаимное молчание или не совершение каких-либо действий. Участники состязания старались поймать друг друга на случайном нарушении обговоренных условий, произнеся при этом слово "чур". По правилам игры, можно было нарушить запрет, если предварительно сказать: "чур, помнита, да босьта!" "чур, помню и беру!".

Лит.: Заварин 1870; Старцев 1929; Fokos-Fuchs 1951; ПМА

В.Э. Шарапов

Вверх
       Ва
       Важ йöз
       Важ календар
       Ва öш
       Ва пыдöс
       Васа
       Василей лун
       Вежа ва
       Вежадыр
       Вежай-вежань
       Вежливец
       Вежöм
       Ветлан
       Виж паськöма морт
       Вир
       Висьöм
       Вожа пу
       Войпель
       Войтöв сайöд
       Войшöрвойся
       Вомидз
       Вор улын кералöм
       Вошйыны
       Вошлы
       Вöвъяслöн молебен
       Вöнь
       Вöр
       Вöрса
       Вöт
       Вуджöр I
       Вуджöр II
       Вундöм

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.