Вежа ва |
Вода наделялась большой очистительной силой (см. Ва) и широко использовалась в лечебно-магической обрядности. Наряду с В.в., освященной по церковному обряду (См. Крештшенне), магическими целебными силами наделялась вода, набранная с соблюдением особых условий и запретов — куим-öкмыс ва "тридевятая вода". Ранним утром, до восхода солнца, знахарь отправлялся за водой к трем, девяти или три-девяти источникам (колодцам или устьям лесных речек), невидимым на расстоянии друг от друга, и зачерпывал из каждого по три или девять пригоршней, выливая в деревянный или берестяной сосуд наотмашь (на практике чаще воду набирали из трех источников по девять пригоршней). По дороге знахарь должен был сохранять полное молчание, избегать любых встреч и никому ничего не давать. Если появлялась крайняя необходимость что-либо сказать, то сосуд с водой он ставил на землю и отходил на три шага в сторону. Нарушение этих требований приводило к тому, что вода становилась мутной и непригодной для лечения. Набранную по всем правилам воду использовали в обрядах диагностирования и лечения, проводимых чаще всего в бане, реже — в доме. Считалось, что опытный знахарь с ее помощью мог определить причину заболевания и в случае сглаза, порчи не только показать, но и наказать виновника: с вызванной на поверхность воды фигурой колдуна можно было сделать, что угодно. В других случаях для выяснения причины заболевания знахарь приносил три камня: один с дороги, другой — с поля, третий — поднятый вблизи бани, или же три любых камня, которые предварительно были вынесены на улицу на вольный воздух (тöв вылö) и вымыты в три-девяти водах. Затем эти камни, каждый из которых символизировал или предполагаемого виновника болезни, или место, где человек был "испорчен", знахарь опускал в сосуд с водой. По поверью, если болезнь действительно была от порчи, то при погружении камня, соответствующего виновнику или месту колдовства, вода бурлила. В этом случае продолжали лечение. Для придания особой сакральной силы воду пропускали сквозь камни банного очага (из пыр ва); ставили на волоковое окошко, где она окуривалась дымом; читали над ней заговор (притча ва) (см. Нимкыв). Затем ее плескали в лицо больному или на больное место, в других случаях - умывали и поили больного. Лечили и водой, пропущенной сквозь решето (пож пыр ва): больного сажали на пересечении матицы и грядок "сёр" (перекладин для сушки вещей у печи) и обливали сквозь решето, укрепленное на грядках. Знахарю трижды задавали вопрос: "Мый кисьтан? Кодысь кисьтан?" "Что обливаешь? От кого обливаешь?." Он трижды повторял ответ: "Висянъяссö киськалам, вомидз киськалам, бура да шаня киськалам." "Болезни обливаем, сглаз-порчу обливаем, хорошо да тщательно обливаем". Для усиления очистительных свойств воды в решето клали нож или серп, соль, точильный камень, которым в традиционных верованиях к. приписывалась способность отпугивать злых духов. Использованную воду собирали в ковшик и выплескивали наотмашь в какое-нибудь укромное место вне дома. Считалось, что вылив воду наотмашь, ее вместе с болезнью отправляют к Омöлю в иной мир. Известны упрощенные варианты использования магических свойств воды. При первом подозрении на "сглаз" больного умывали или обрызгивали водой, набранной из трех колодцев, и вытирали ему лицо изнаночной стороной рубашки. Иногда знахарь или взрослый член семьи обмывал ручки дверей, углы стола и место, где до того сидел посторонний (предполагаемый виновник болезни), и выливал воду наотмашь на улицу, полагая, что она унесет болезнь. При глазных заболеваниях, вызванных порчей и сглазом, умывались водой, собранной в углублениях на трех камнях. Собранной в купальскую ночь росой, умывали и поили больных, обрызгивали жилище; талой, уходящей в землю, водой лечили хронические кожные заболевания; дождевой водой, собранной с трех пряслин забора, смазывали бородавки, предварительно обвязанные нитками, после чего нитки зарывали в землю. Лит.: Сидоров 1928, Ильина 1997. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |