ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Вöр


 
 

парма, parma повс., - лес, тайга.

В отличие от сугубо земледельческих и животноводческих народов, у к. отношение к В. было скорее положительным, чем негативным. Считалось, что еще в мифологическое время Ен разделил богатства лесов между людьми и лесными жителями. В коми пословицах и поговорках подчеркивалось: "Вöрыд миян — вердан-вердысьысь" "Лес — наш кормилец-поилец"; "Вöрад-ваад быд бурыс эм" "В лесу, в воде всякого богатства много". Если у славян лес, безусловно, противопоставлен и антагонистичен пространству жилому и хозяйственно освоенному (луга, пашни, подсеки и т.д.), то у коми он как бы находится вне данной оппозиции или же занимает в ней промежуточное, рубежное положение. Согласно нормам обычного права, у коми земля, леса, и воды считались "божьим творением" и не принадлежали никому, пока в них не был вложен труд по их освоению. Поэтому труд, вложенный в оборудование ближнего промыслового угодья (сооружение охотничьей избушки, кладовых, установка самоловов), расчистку подсеки, как бы давал право собственности на данную территорию производителю работ, точнее — он становился ее совладельцем наряду с прежними собственниками — духами-хозяевами. Поскольку права собственности на территорию, находящуюся на значительном расстоянии от основного освоенного ("своего") пространства, были достаточно условны, как правило, использовался еще и принцип договоренности с духами-хозяевами по правилу: "Я — тебе, ты — мне" или же "Я не делаю это, ты не делаешь то". Необходимо отметить, что к началу ХХ в., в связи с существенным падением роли добывающих промыслов, в некоторых районах расселения коми отношение к функциям духов-хозяев природных стихий и старые, строго регламентированные нормы общения с миром духов существенно деформировались. Тем не менее, в промысловой среде вера в духов-хозяев мест и промысловых животных сохранялась вплоть до сравнительно недавнего времени, что обеспечивало и почтительное к ним отношение.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Ва
       Важ йöз
       Важ календар
       Ва öш
       Ва пыдöс
       Васа
       Василей лун
       Вежа ва
       Вежадыр
       Вежай-вежань
       Вежливец
       Вежöм
       Ветлан
       Виж паськöма морт
       Вир
       Висьöм
       Вожа пу
       Войпель
       Войтöв сайöд
       Войшöрвойся
       Вомидз
       Вор улын кералöм
       Вошйыны
       Вошлы
       Вöвъяслöн молебен
       Вöнь
       Вöр
       Вöрса
       Вöт
       Вуджöр I
       Вуджöр II
       Вундöм

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.