ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Вежай-вежань


 

крёстный и крёстная

В иерархии семейно-брачных отношений у к. крёстные родители имели очень высокий статус. Поведение вежань отражалось на здоровье ребёнка, которого она крестила. На том свете она должна была дать отчёт о здоровье своих крестников. Каждая женщина, достигнув определённого возраста, должна была стать крёстной матерью, считалось, что в противном случае ей на том свете придётся стать крёстной у молодой собаки. Отношения крёстных родителей между собой строго нормировались. Они не имели права одновременно ходить по полу босиком, им не полагалось сидеть друг против друга - всё это могло вызвать заболевание их крестника. Браки между крёстными строго воспрещались, считалось, что половые контакты между В.-В. или же крёстным и матерью ребёнка были для последнего губительны. В свою очередь, нельзя было заключать брак, если крёстные родители жениха и невесты оказывались даже в дальнем родстве. Родство между В.-В. признавалось более близким, если даже они до крещения были вообще не знакомы, чем родство вежань и отца ребёнка. В.-В. и матери ребёнка не полагалось не только ругаться друг с другом, но и произносить неприятные кому-либо из них слова, чтобы ребёнок не заболел. В традиционной свадебной церемонии роль В.-В. была выше, чем роль родителей жениха и невесты. Выкуп за невесту уплачивали именно они, благословение В.-В. считалось более существенным, чем благословение отца и матери. У к.-з., переселившихся в бассейн нижней Оби, ввиду существенных различий в традиционной культуре и мировоззрении, браки с хантами, манси и ненцами практически не заключались. Тем не менее, достаточно скоро, благодаря активному участию в обряде крещения, к.-з. обзавелись большим количеством крестников среди местного населения, что, несомненно, существенно снизило первоначальную межэтническую напряжённость.

Лит.: Налимов 1991.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Ва
       Важ йöз
       Важ календар
       Ва öш
       Ва пыдöс
       Васа
       Василей лун
       Вежа ва
       Вежадыр
       Вежай-вежань
       Вежливец
       Вежöм
       Ветлан
       Виж паськöма морт
       Вир
       Висьöм
       Вожа пу
       Войпель
       Войтöв сайöд
       Войшöрвойся
       Вомидз
       Вор улын кералöм
       Вошйыны
       Вошлы
       Вöвъяслöн молебен
       Вöнь
       Вöр
       Вöрса
       Вöт
       Вуджöр I
       Вуджöр II
       Вундöм

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.