ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Вундöм


 

жатва

У к. временем начала В. считался Ильин день, хотя у северных к.-з. хлеба созревали значительно позже. Начиная В., первый сноп делали поменьше и оставляли его в поле до завершения уборки. На последней полосе было принято оставлять пучок несжатого хлеба в дар духу-хозяину поля. Аналогичный обычай был и у восточных славян, которые оставляли несжатый пучок жита "на бородку Волосу", древнему славянскому божеству, и у др. народов. Завершая В. и завязывая последний сноп, женщины произносили заговор-пожелание: "Поле сжалось, перетаскивайся (зерно) в сусек". В селениях по Выми и Сысоле последний сноп не обмолачивали, а вешали в амбаре для хранения зерна, где он и находился до начала весеннего сева. Перед севом зерно из последнего снопа смешивали с остальными семенами. У русских тоже зерно из последнего (именинного) снопа считалось обладающим особой продуцирующей силой и его обязательно добавляли в зерно для посева.

Из зерна нового урожая в честь окончания В. повсеместно было принято готовить ритуальную еду, кашу из ячменной крупы или толокна на масле. На Удоре эту кашу обязательно благославляли серпом, поэтому она называлась чарла рок "каша серпа". У нижневычегодских к.-з. по поводу завершения В. готовили обрядовое кушанье из творога с толокном "клюпа". В прежние времена ритуальная каша в честь нового урожая варилась и съедалась на поле коллективно, причём, обязательно оставлялась доля "родителям", умершим родичам, от которых, по народным верованиям, зависели во многом плодородие полей и успех в хозяйственных делах. К началу ХХ в. этот праздник перешёл в разряд семейных.

Лит.: Ветошкина 1982, Конаков 1993, Сахаров 1989, Сорокин 1910/20.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Ва
       Важ йöз
       Важ календар
       Ва öш
       Ва пыдöс
       Васа
       Василей лун
       Вежа ва
       Вежадыр
       Вежай-вежань
       Вежливец
       Вежöм
       Ветлан
       Виж паськöма морт
       Вир
       Висьöм
       Вожа пу
       Войпель
       Войтöв сайöд
       Войшöрвойся
       Вомидз
       Вор улын кералöм
       Вошйыны
       Вошлы
       Вöвъяслöн молебен
       Вöнь
       Вöр
       Вöрса
       Вöт
       Вуджöр I
       Вуджöр II
       Вундöм

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.