Войпель |
В. является единственным, кроме имён богов-демиургов Ен, Омöль (Куль), сохранившимся наименованием божества верхнего уровня языческого пантеона древних пермян. Послание митрополита Симона, отправленное в Пермь в 1501 г., в котором он призывает мирян В.-болвану не молиться и тризн ему не творить, свидетельствует, что ещё в ХVI в. В. был ведущим языческим божеством у к.-п. Исследователи неоднократно обращались к интерпретации образа В., исходя при этом, как правило, из предположения, что в русской записи термин был искажён. Предполагалось, что его буквальный перевод: "северное ухо" или же "ночное ухо" вряд ли мог быть наименованием какого-либо божества. Наиболее распространённой версией его прочтения стало вой тöл "северный ветер". К предполагаемым функциям В. относили власть над северным ветром, пургой, непогодой, покровительство животным и т.д., исходя при этом из чисто умозрительных заключений. В то же время, в к.-п. фольклоре, особенно в легендах о Кудым-Оше, В. упоминается достаточно часто, и объективный анализ этих сведений позволяет частично реконструировать его образ. О В. в легендах говорится, что это было могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов. Изображение В. находилось на священном месте на вершине холма. Оно стояло под могучей берёзой в окружении других богов, среди которых идол В. был самым высоким. Около него стоял котёл для жертвоприношений, в который складывали принесённые в жертву меха и выменянное на них у соседних народов серебро. Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся В. В общественные праздники В. жертвовали скот. Охотники стреляли из луков в священный столб, который стоял рядом с идолом. По к.-п. фольклорным данным, охотники раньше стреляли из луков в священное дерево (в данном случае столб) перед началом промысла для обеспечения удачи в нём. Идол В. описывается как изображение четырёхликой женщины. Ср. четырёхголовость славянского Збручского идола и изображения высшего из богов балтийских славян, Свентовита. В пользу того, что данное описание идола В. соответствует действительному свидетельствует древнепермское культовое литьё, в котором имеется изображение многоликой богини. В к.-з. языке "пöль" вв. лл. уд. или "пöльö" вс. сохранило значение "дед, дедушка (отец отца)". "Вöрпöль" или "вöр пöльö" (лесной дед) называли лесного духа-хозяина. У к.-п. ещё в начале ХIХ в. существовало утраченное в современном языке слово айпэл в значении "мужчина". Можно предположить замену в русской записи ö на е, т.е. в оригинале "Войпöль" (владыка Севера). В пользу данного вывода говорит и тот факт, что в к.-п. легендах В. называли также и "Вöрпель" (ср. к.-з. "вöрпöль"). Однако, если следовать этой этимологической версии, В. должен однозначно иметь мужскую ипостась, что противоречит фольклорным сведениям о женском облике этого божества. Поэтому имеет смысл поиск другой этимологии имени В. Не исключено, что искажения в написании наименования древнего к.-п. божества в русской записи не было. У вв. к.-з. словосочетание "вой пель" "ночное ухо" и сейчас употребляется в отношении людей с особо острым слухом. Т.о., В. может означать "всеслышащий(-ая), всеведующий(-ая)": один из эпитетов, относящихся к данному божеству, который употреблялся в качестве его эвфемистического наименования. Ср. красочный эпитет, служивший для замены имени высшего божества обских угров Торума: "имеющий уши величиной с лист кувшинки, как уши дикой утки с тонким слухом". Раковины же со всех рек и речушек, находящиеся около идола В., можно семантизировать как символы его ушей (ср. рус. "ушная раковина"), находящихся повсюду, где жили древние пермяне, что и позволяло В. быть всеведающим(-ей). Лит. Белицер 1958, Гагарин 1978, Жаков 1901, Климов 1964, Лукина 1990, Лыткин, Гуляев 1970, Ожегова 1971, Плосков 1990, Рифтин 1989, Симон 1841. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |