Ва пыдöс |
В.п. существует в к. сказках как подводный мир, параллельный земному, заселенный как людьми, так и сказочными персонажами. Во многом он аналогичен сказочному подземному миру, но считается более легкодоступным. В него попадают самые обычные люди: девушка-сирота, посланная туда за утопленной пряжей; крестьянский парень, некогда обещанный отцом подводному владыке и т.д., а не только герой-удалец, для которого путешествие в подземный мир представляет один из его подвигов. В В.п. стоят обычные дома, бани; растут деревья, имеются луга, поля, всевозможная живность: лошади, коровы, гуси, куры и т.д. Попавший туда сказочный герой возвращается с невестой: либо убегает с младшей дочерью водяного царя, уйдя с ее помощью от посланной за ними погони, либо получает в награду право выбора невесты среди дочерей водяного царя. В последнем случае вместе с царскими дочерями находится и похищенная водяным земная девушка, которую герой и выбирает. Бедная падчерица возвращается с наполненным золотом коробом - наградой за усердную работу у Бабы Яги. Ср. мотив добывания героем невесты в подземном мире, а также представления о хранящихся там сокровищах. Особенность В.п. -иной ход времени. Так, когда герой вместе с младшей дочерью водяного царя после успешного побега добирается до своего дома, то видит, что его родители совсем состарились, а дом уже весь прогнил. Ср. в сюжете коми сказки, хорошо известном также восточным славянам, о путешествии героя на орле в птичье царство, находящееся высоко в горах, отмечается аналогичный ход времени. За три дня, которые герой проводит там, в обычном мире проходит три месяца. Таким образом, по представлениям к. в параллельных земному ирреальных мирах: лесных и водных духов, сказочном птичьем царстве время течет по-иному. Причем, в мире лесных духов (точнее в его центральном локусе - доме лешего), т.е. мире параллельном земному по горизонтальной оси, ход времени ускорен. Напротив, в мирах паралллельных по вертикальной оси (подводном, птичьем царстве) он замедлен. Сказочному подводному миру присуща еще одна аномалия. Попавший в него герой влюбляется в земную девушку. Она была похищена водяным царем, когда в Семенов день (1 сентября ст.ст., до 1700 г. в России рубежная дата - первый день Нового года) пошла за водой. Получив девушку в награду за успешно выполненные задания подводного владыки, герой вместе с ней успешно возвращается на землю. Оказавшись в земном мире, они с удивлением обнаруживают, что хорошо знакомы - девушка оказывается односельчанкой парня. В подводном же царстве они друг друга не узнавали. Глубокий знаток сказочного фольклора В.Я. Пропп заметил, что "...оживая, мертвец приобретает свои личные свойства. Наоборот, умирая, человек теряет свои личные свойства и становится неузнаваемым". Таким образом следует, что путешествие в подводный мир, как и в подземный, воспринималось аналогичным посещению мира мертвых. Лит: Климов 1990, Пропп 1986, Uotila 1989. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |