Вор улын кералöм |
Тяжело больного человека, долгое время находившегося на грани жизни и смерти, "рубили" под корытом. Больного на пороге жилища или в бане укладывали под деревянное корыто, на котором знахарь или старший член соседской семьи рубил веник из берёзы, карликовой берёзы, багульника или девять соломинок, прутиков, травинок. Помощник знахаря или младший член соседской семьи спрашивал: "Мый кералан?" "Что рубишь?" Знахарь или старший исполнитель обряда отвечал: "Висьöм керала, омöль керала, бура да шаня керала, важсьыс буржыка, шаньджыка." "Болезнь рублю, нечистого духа рублю, хорошо и аккуратно рублю, лучше, аккуратней прежнего", или: "Висьöм керала, пежöс, омöльöс керала, зэв бура керала, бура да шаня важджыксьыс". "Болезнь рублю, злого, нечистого духа рублю, очень хорошо рублю, лучше, аккуратней прежнего" По народным представлениям, этот обряд символизировал уничтожение злого духа болезни, и после троекратного его повторения больной должен был в случае удачи знахаря выздороветь, в случае неудачи - умереть. Рубили под корытом и детей, предположительно подмененных нечистой силой (Вежöма). Обряд проводили "втайне" от родителей. Голого ребенка укладывали на пороге дома, в хлеву или в бане (в том месте, где он родился) под корыто. На верхней Вычегде ребёнка укладывали между двумя корытами. Знахарь на дне корыта рубил веник, приговаривая: "Ме ог кага керав, а пывсян айкасö." "Я не ребенка рублю, а банного." - к.-з., или же: "Черный чуд, ты уйди из под корыта и положи вместо себя нашего ребенка. Если не уйдешь - ноги отрублю, руки отрублю, голову отрублю" - к.-п. Если исполнителями обряда являлись соседи, то младший обходил трижды вокруг дома и спрашивал: "Мый кералан?" "Что рубишь?" Старший рубил веник и отвечал дважды: "Потöм ворсö керала." "Треснутое корыто рублю". На третий раз: "Вежöмысь." "От подмены". Смерть ребенка подтверждала предположение о "подмене". В случае выздоровления считалось, что знахарь сумел произвести обмен детьми и вернуть человеческого ребенка на этот свет. Аналогичные ритуалы, связанные с символикой временной смерти, нового рождения широко известны в лечебной практике русских, карел, удмуртов. Лит.: Ильина 1997, Климов 1991, Янович 1903.И.В. Ильина |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |