Вежадыр |
Как и в русской святочной обрядности, любимым развлечением у к. молодёжи в В. становилось ряжение, особенно увлекались им парни. Чаще всего рядились стариками, цыганами, барином, чиновником, горбуном и др. Девушки менялись с парнями одеждой, некоторые одевали вывернутые наизнанку шубы. Лица мазались сажей, закрывались платком или марлей, чтобы не быть узнанным. В верхневычегодских селениях было распространено ряжение в йöгра-яран "хантов-ненцев", вероятно, в память о некогда недружественных отношениях к.-з. с этими народами. В йöгра-яран рядились, надевая лохматые шапки, вывернутые наизнанку шубы, поверх которых навешивали хвосты разных зверей. Лицо закрывали вымазанной сажей марлей. Ряженая молодёжь, начиная с рождественских хождений с пением "славы", в течение всех В. ходила группами по 5-10 человек по домам. Посещались обычно дома, где хозяева были более приветливые и хлебосольные. В сопровождении гармониста ряженые заходили в дома и плясали там под гармошку, получая за это угощение (вино и закуску). К особенно гостеприимным хозяевам нередко заходило за вечер несколько групп ряженых. При посещении домов ряжеными было принято спрашивать у хозяев, узнали их или нет. Быть неузнанным считалось для ряженого особенно лестным. На Сысоле даже существовало поверье, что неузнанный не будет болеть в течение всего года. Если же хозяева встречали ряженых негостеприимно, то они могли им и отомстить, например, насыпать на пол сажу или золу. Непременными участниками увеселений в В. были ряженые на молодёжных посиделках. Особенно популярны были разыгрываемые ими сюжетные сценки с участием нескольких персонажей. Часто это была просто небольшая импровизация, но были и представления с устоявшимся текстом и строгой последовательностью действий: так называемая народная драма. Причём, в разных районах были свои любимые игры-представления. В прошлом они разыгрывались не только на вечеринках в В., но и входили в свадебную обрядность, а ряженые со своими представлениями были желанными гостями на устраиваемых перед венчанием девишниках. Поскольку традиционно период свадеб у к. начинался после В. и продолжался вплоть до Масленицы, взаимосвязь рождественских и свадебных маскарадных инсценировок весьма вероятна. Аналогичные обряды с ряжением у обских угров начинались в конце декабря, активно проходили в январе-феврале и заканчивались лишь около дня весеннего равноденствия. Одно из центральных мест на этих зимних празднествах занимали различные инсценировки, исполняемые ряжеными. Некоторые персонажи драматических представлений (например, журавль) были теми же, что и у к.. Лица у "актёров" тоже закрывались берестяными масками. Как и у русских, основной формой общественного досуга молодёжи у к. в В. были посиделки. Проходили они в так называемой "избе для игр", арендуемой молодёжью обычно на всё время от Рождества до Крещения. Арендная плата собиралась копеек по пять с каждого участника посиделок, парни покупали кроме того свечи для освещения и вино для угощения хозяина избы. Взрослое население относилось к святочным посиделкам молодёжи одобрительно или же, по крайней мере, не мешало их проведению. В отличие от обычных в осенне-зимний период обыденных посиделок, на которых игры, песни и другие развлечения лишь на время прерывали выполняемые на них рукодельные работы, посиделки в В. носили преобладающе увеселительный характер. Девушки к ним готовились заранее, шили или покупали новые наряды. Парни тоже стремились продемонстрировать на них свой материальный достаток и все прочие достоинства. На посиделках в В., как нельзя лучше, можно было показать свои остроумие и сообразительность, умение петь и плясать. Ещё одним популярным повсеместно видом развлечений к. молодёжи в В. были всевозможные гадания. Особенно увлекались ими девушки (см. Гадайтчöм). Лит.: Гагарин, Дукарт 1968, Дукарт 1978, Конаков 1993, Чернецов 1968, Янович 1903. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |