ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Кай


 
 

птица

Орнитоморфная символика занимала существенное место в традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. Среди многочисленных космогонических версий доминировал миф о ныряющей птице. При этом в ряде случаев сообщалось, что демиурги в ипостаси К. существовали ещё до сотворения этого мира. У к.-з. землю доставали либо сами демиурги в облике птицы: Ен — лебедя и Омöль — гагары, либо её добывали голубь, птица Ена, которому мешал ворон, птица Омöля. Или же в обличье двух братьев-утят демиурги ныряли в морскую пучину за яйцами жизнезарождения, которые уронила туда их мать-утка. У к.-п. также гагара считалась птицей нижнего демиурга, Куля. Популярен образ К. и в тех космогонических версиях, в которых мотив ныряния отсутствует. Так у к.-з. землю добывают два голубя, Ен и Омöль, у к.-п. земля образовывается благодаря перу или помёту, уроненными безымянной птицей.

И у к.-з. и у к.-п. особо чтимыми К. были кутш "орёл" и юсь "лебедь". В них запрещалось стрелять, считалось, что ослушника ждала смерть. Глубокой символикой материнства, семейного благополучия отличался образ утки (см. Утка). Журавль был связан с брачной тематикой, в него тоже избегали стрелять. У к.-з. на свадебных девишниках первой, или же, напротив, последней обязательно разыгрывалась игра-инсценировка "журавль". У к.-п. девушки по пролетающим журавлям гадали о замужестве. Если все журавли летели парами, то в этом году ожидалась свадьба, если же последний журавль был без пары — то нет. Преимущественно негативное было отношение к кырныш "ворон" и сюзь "филин", к катша "сорока", в которую, считалось, превращаются колдуньи. Отношение к гöгöра "гагара" было амбивалентным.

Повсеместно было запрещено разорять гнёзда К. Считалось, что К. проклянёт виновника. Разорителя орлиного гнезда даже ожидала смерть. У к.-з. полагали, что резкое похолодание после тёплой погоды означало, что кто-то разорил гнездо у К. Крупный пожар, случившийся в одном из к.-п. селений, народная молва приписывала тому, что два мальчика разорили гнездо какой-то маленькой К. Вскоре она прилетела в село с неизвестно где взятой горящей лучиной в клюве и зажгла соломенные крыши домов, где жили её обидчики.

В календарных приметах и поверьях к.-з. и к.-п., приуроченных к весеннему периоду, существенное значение уделялось возвращению перелётных К. Ранний прилёт уток, по приметам, сулил раннюю весну. У прилетевших уток-чирков внимательно рассматривали хлуп (спину вблизи крестца). Если хлуп был белым, то ожидалось ясное лето, красным — дождливое, с красными пятнами — непостоянное; передняя часть хлупа белая, а средняя и задняя красные, обещали ясное начало лета, а затем дожди. Кроме того, жители низких мест смотрели, как высоко от воды на берег забегали чирки после прилёта. Считалось, что до этого места вода и поднимется во время половодья. Прилёт К. и вскрытие рек были в народных приметах взаимосвязанными событиями. В к.-з. пословице говорится: "У трясогузки ноги тонки, но она ломает лёд". У нв.и вым. к.-з. вскрытие рек ожидалось на двенадцатый день после прилёта трясогузки, уд. к.-з. — через два-три дня. У ижемцев с прилётом трясогузки связывали скорое потепление. Близкое потепление и вскрытие рек, по приметам, обещал и прилёт куликов-прибрежников. По прилёту журавлей судили о погоде на лето: "Прилетели журавли на снег глубиной с пядь — летом на такую же глубину высохнет земля, прилетят на голую землю — будет дождливое лето".

Лит.: Жилина, Сорвачёва 1971, Климов 1990, он же 1991, Кочиев 1849, Сидоров 1924.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.