ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Куття


 
 

святочные духи

Считалось, что К. обитают в воде, а на земле появляются один раз в году — в ночь на Рождество. Весь святочный период они активно хозяйничают на земле, а после Крещения опять уходят в воду. Всё остальное время года К. каких-либо контактов с миром людей не имеют. Особенно опасными, в том числе и для взрослых, К. становились в рождественнский сочельник. В прочие же святочные дни ими преимущественно пугали детей, запрещая выходить поздно вечером на улицу: "Не гуляй поздно, унесёт К." и, укладывая их спать: "К. идёт". Запрещали также детям кататься в святочный период на санках с крутых речных берегов, чтобы К. не утащил в прорубь. Представляли этих святочных духов в виде маленьких человечков, таскающих за собой железные санки, на которых они и увозили свои жертвы. Молодёжь относилась к К. достаточно безбоязненно, считая их ни добрыми, ни злыми, могущими принести даже пользу, сообщив о будущем во время святочных гаданий.

Подобные представления о святочных духах, появляющихся на этот период из воды, существовали и у других народов. У удмуртов их называли вожо, у северорусского населения шуликины, шулыканы, шеликуны и т. д. То, что, по поверьям, эти духи были особенно зловредны по отношению к маленьким детям, возможно, объясняется совмещением ранних религиозных воззрений к.-з. и к.-п. с библейским сюжетом об избиении младенцев царём Иродом после Рождества Христова. По народным прелставлениям, эта трагическая для младенцев, и вообще маленьких детей, история как бы могла повториться в Святки, но роль Ирода возлагалась на К..

Языческие представления к.-з. и к.-п. объясняют роль саночек, которые таскали за собой святочные духи. Сани в прошлом у них были основным средством доставки покойника на место погребения, как зимой, так и летом, после похорон сани оставляли на могилах. Считалось, что они понадобятся умершему в инобытии.

Названия святочных духов К. войса и К. воййа переводятся как "святочные ночные" (к. куття <рус. кутья — вид ритуальной пищи, в частности на Святках). Не исключена и их связь со словом кутны "поймать". Ср. у удмуртов кутысь (< кутыны "поймать, схватить") — злые духи, насылающие на людей тяжёлые болезни. Обитали они в оврагах, при реках, ручьях и родниках. К. васа означает "святочный водяной". К. даддя < дадь "санки". К. волоса и К. вольса (< воль "шкура") — отражение мохнатости. Кути-мути < мути "нечистая сила". Термины вежа войса и вежа войя имеют значение "святочный ночной". Вторая половина наименования вежа пуляк образована от слова пуль "очень мелкий". Этимология термина шулькун как и безусловно связанного с ним сев. рус. шуликуны неясна. Существует несколько версий происхождения этого термина, объясняющих его значение на базе различных языков. Одной из последних и достаточно убедительной является версия Н.И. Толстого, согласно которой первоосновой было праславянское слово шуйъ "левый", т.е. "плохой", "нечистый", "неправедный", "негодный".

Лит.: Белицер 1958, Владыкин 1994, Налимов 1907, Попов 1859, Толстой 1995, Uotila 1989.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.