ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Коз


 
 

ель

В традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. К. находилась в мужском семиотическом поле. У к.-з. отца новорожденного спрашивали: "Ньыв али К. ?" "Пихта или ель?" Ответ: "К." означал — сын. В к.-п. сказке говорится, что у старика и старухи было три сына. Они пошли в лес на охоту, встретили злого колдуна, и тот превратил их в три молодые К.. Вскоре у стариков родился ещё один сын, он вырос и пошёл искать братьев. На помощь ему пришёл добрый волшебник, превративший на три дня в К. злого колдуна. Младший брат отыскал эту К. и срубил её, после чего его братья опять стали людьми.

У охотников наиболее безопасным в лесу считался ночлег под К., но у неё было нужно обязательно спросить разрешение на это, и в таком случае К. обеспечивала путнику защиту от каких-либо невзгод. В промысловых быличках популярен сюжет о том, как К. оберегает сон попросившегося к ней на ночлег охотника. Ночью другая К. приглашает К., приютившую охотника на именины к своему брату, но та отказывается от приглашения, говоря, что она должна оберегать сон человека. Два охотника, спросив разрешение, заночевали под К.. Ночью они услышали, как кто-то подошёл и сказал, что у К. умирает мать, а она ответила, что дала приют людям и сейчас навестить мать не может. Утром охотники увидели неподалёку рухнувшее ночью старое дерево, это и была мать К. Охотник, переночевав под К., стал собираться в дорогу и услышал чей-то голос: "Я ещё не готова." Как только он отошёл от К., налетел резкий порыв ветра, и К. рухнула совсем рядом, но его не задела.

В оппозиции жизнь/ смерть К. обнаруживает причастность к миру мёртвых. У к.-з. умирающему тöдысь (колдуну) приносили из леса небольшую выкопанную с корнями К., перед которой он исповедовался. После его смерти эту К. относили обратно в лес и высаживали на прежнем месте. По одной из версий, к.-п. фольклорный герой Пера-богатырь нашёл свою гибель, натягивая тяжёлые шёлковые сети для ловли птиц. Один конец сетей Пера закрепил за большую сосну на своём берегу реки, а другой стал прикреплять к большой К., стоящей за рекой. Сети провисали. Пера натянул их изо всех сил, К. не выдержала и сломалась, Пера упал вместе с ней на землю и вскоре от полученных травм скончался. По народным поверьям, медведь, встретив в лесу женщину, беременную мальчиком, обязательно разрывал ей живот, а разодранный плод вешал на К. В похоронном обряде ветками К. было принято устилать путь на кладбище перед погребальной процессией. Так же украшалась и дорога невесты из бани, где она прощалась с девичеством, что символизировало её смерть в прежнем социальном статусе.

В к.-п. сказке говорится, что с помощью К. можно попасть и в другой мир, небесный. Брат и сестра, оставшись сиротами, пошли искать счастья. Они пришли к большой К. и увидели на ней много всевозможного добра: и еду, и одежду. Брат полез за ними на К., но прилип к ней и не смог спуститься обратно. Тогда на К. поднялась сестра, но и её постигла та же участь. Убедившись, что на землю им не вернуться, дети полезли вверх, добрались до неба и стали жить там.

Лит.: Грибова 1975, Климов 1990, Ожегова 1971, Ожегова 1989, Рогов 1858, Рочев 1984, Сорвачёва 1977, Sarapov 1993, ПМ ИИ.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.