ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Кöин сар


 
 

волк-оборотень

К.с. преследует брата с сестрой, которые спасаются от него перейдя реку по мосту из материнского полотенца. Обернувшись молодцем, соблазняет сестру, с её помощью овладевает полотенцем, переходит на другой берег и, опять же с помощью сестры, пытается погубить брата, которого охраняют две собаки: по его наущению сестра посылает брата на мельницу с 12-ю ларями, где за 12-ю дверями остаются собаки брата. Брат перед смертью просит разрешения попариться: топит баню дровами с трёх (9-ти) мест, вяжет веники, собранные с трёх (9-ти) деревьев, приносит воду с 3-х (9-ти) колодцев, оттягивая свою гибель. Ворон приходит к нему трижды, сообщая, что собакам осталось разгрызть 9, 6, 3 дверей. С помощью собак герой запирает К.с. в бане, сжигает и заметает насекомых, в которых превращается К.с., в огонь. Сестра вытаскивает из огня зуб К.с., с помощью которого позже убивает брата. Брат, оживлённый живой водой, принесённой собаками, становится царём. Как правило, данный сюжет является лишь начальной частью сказки, сконтаминированной из 3-4 других сюжетов. В ижемском варианте вместо К.с. действует Бес.

В несказочной прозе к.-з. встречаются образы духа-хозяина волков и колдуна-оборотня, которым подчиняются и прислуживают волки. В представлениях к.-з. распространены поверья о том, что колдуны могут превращать свадьбу в волчью стаю. У к.-п. существуют былички о волке-оборотне, дом которого находится в большой ели. Однако, нигде, кроме как в сказках, названия К.с. не встречается.

Мотив сжигания нечистой силы, колдуна, сказочного антагониста в бане, с заметанием насекомых, в которых они превращаются очень популярен в фольклоре к.-з. и к.-п. и встречается как в сказках, так и в преданиях, и в быличках.

Лит.: Климов 1990, Осипов 1989, Рочев 1991.

О.И. Уляшев

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.