ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Кöрт Айка


 
 

колдун

Как и в большинстве к.-з. преданий о единоборстве первого пермского епископа с могучими колдунами-тунами, имя К.А. имеет топонимическую подоплеку, объясняющую происхождение названия с. Кöрткерöс "Железная возвышенность". Железо было необходимым атрибутом К.А.: он носил одежду и шапку из железа, у него был железный дом, лодка, лук и стрелы; приписываемая К.А., как и другим тунам, неуязвимость объяснялась тем, что у него было железное тело. Основным занятием К.А. было ограбление судов и лодок, проплывающих по Вычегде, которые он останавливал протянутой через реку железной цепью. Более того, К.А. был первокузнецом, поскольку до него ковать железо никто не умел, т.е. являлся как бы культурным героем со знаком минус, так как своим знанием ни с кем не делился.

Наряду со своими "железными способностями" К.А., как и другие могучие туны, обладал неограниченной властью над стихиями. По его слову меркли солнце и луна, день превращался в ночь и наоборот. Он мог заставить реку потечь вспять, а в засуху вызвать обильный дождь; мог остановить словом плывущую по реке лодку (популярный в к.-з. "колдовском эпосе" сюжет "Сусло, стой! — Коли, сусло, стой, то и лодка, стой !").

Согласно преданию, Стефан Пермский, плывя в лодке вверх по Вычегде, как и многие другие до него, был остановлен железной цепью, натянутой через реку вблизи от жилища К.А. Осенив себя крестным знамением, Стефан ударил по цепи крестом, та лопнула и погрузилась на дно реки. Увидев это, К.А. произнес заговор, и по поверхности реки загуляли огромные волны, грозя опрокинуть лодку. С помощью крестного знамения и креста Стефан успокоил волны и причалил к берегу. К.А. бросился на святителя, размахивая огромным топором. Зная о неуязвимости туна, Стефан велел своим спутникам отойти в сторону, а сам пошел навстречу и ударил в лоб топором. К.А. упал, как подкошенный, не издав при этом ни звука, и умер. На месте его могилы возникло затем с. Корткерос.

Среди достаточно многочисленных преданий о единоборстве Стефана Пермского с могучими тунами вариант, когда он собственноручно убивает своего противника, является редким. Обычно же Стефан противостоит своему противнику лишь до тех пор, пока тун не исчерпывает свои колдовские возможности. После чего его с использованием магических средств (удары топором наотмашь, разрезание нательного пояса) убивают либо спутники Стефана, либо сородичи туна, убедившиеся в его бессилии перед новой верой.

Первая запись и публикация предания о К.А. относится к середине Х1Х в.

Лит.: Доронин 1947, Лебедев 1910, Попов 1938, Рочев 1984.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.