Кöин сар |
К.с. преследует брата с сестрой, которые спасаются от него перейдя реку по мосту из материнского полотенца. Обернувшись молодцем, соблазняет сестру, с её помощью овладевает полотенцем, переходит на другой берег и, опять же с помощью сестры, пытается погубить брата, которого охраняют две собаки: по его наущению сестра посылает брата на мельницу с 12-ю ларями, где за 12-ю дверями остаются собаки брата. Брат перед смертью просит разрешения попариться: топит баню дровами с трёх (9-ти) мест, вяжет веники, собранные с трёх (9-ти) деревьев, приносит воду с 3-х (9-ти) колодцев, оттягивая свою гибель. Ворон приходит к нему трижды, сообщая, что собакам осталось разгрызть 9, 6, 3 дверей. С помощью собак герой запирает К.с. в бане, сжигает и заметает насекомых, в которых превращается К.с., в огонь. Сестра вытаскивает из огня зуб К.с., с помощью которого позже убивает брата. Брат, оживлённый живой водой, принесённой собаками, становится царём. Как правило, данный сюжет является лишь начальной частью сказки, сконтаминированной из 3-4 других сюжетов. В ижемском варианте вместо К.с. действует Бес. В несказочной прозе к.-з. встречаются образы духа-хозяина волков и колдуна-оборотня, которым подчиняются и прислуживают волки. В представлениях к.-з. распространены поверья о том, что колдуны могут превращать свадьбу в волчью стаю. У к.-п. существуют былички о волке-оборотне, дом которого находится в большой ели. Однако, нигде, кроме как в сказках, названия К.с. не встречается. Мотив сжигания нечистой силы, колдуна, сказочного антагониста в бане, с заметанием насекомых, в которых они превращаются очень популярен в фольклоре к.-з. и к.-п. и встречается как в сказках, так и в преданиях, и в быличках. Лит.: Климов 1990, Осипов 1989, Рочев 1991. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |