ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Кострома


 

персонаж обрядовой игры

У печ. к.-з. оригинальная обрядовая игра в К. сопровождала празднование Петрова дня. С раннего утра часов до пяти вечера молодёжь развлекалась песнями и играми, после чего все собирались в условленном месте. Туда же приходили и остальные жители, независимо от возраста, в качестве зрителей. Собравшись вместе, парни и девушки играли в круг, потом в "Витас" (бег парами). В это время появлялись человека четыре-пять парней в масках, называемые К. Ставилась скамейка, К. садились на неё, а вокруг них вставали девушки. Девушки водили хоровод, пели песни и спрашивали: "Далеко ли К.?" Из публики отвечали, что К. сейчас за десять, пятнадцать или двадцать вёрст. Девушки продолжали петь до тех пор, пока на их вопрос кто-нибудь из публики не отвечал: "Вот К., пришла, сидит". Тогда девушки становились в круг рука об руку так, чтобы К. не могли убежать, а собравшиеся зрители начинали стегать их вицами. К. всеми силами старались при этом вырвать вицы, а добившись в этом успеха, начинали сами стегать всех, кто подвернётся под руку. Забава эта продолжалась около часа, после чего с песнями все расходились. Считалось, что этой обрядовой игрой совершаются проводы весны, а ударами вицей стегалась суровая зима.

У иж. к.-з. народная драма К. разыгрывалась на Троицу. Ряженого К. (на одного из парней навешивали пучки травы и соломы) с прялкой в руках усаживали на чурбак. Остальные участники становились в круг и затевали вокруг К. хоровод с песней: "Костромушка прядёт, Иван-дремля дремлет. Далеко ли К.?" Неожиданно К. вскакивал, сбрасывал с себя наряд из травы и соломы. Все разбегались, а К. старался их догнать и поймать.

Название этой игры, по всей видимости, было заимствовано у русских, но сама по себе она оригинальна. У русских празднование К. заключалось в бросании в воду соломенного чучела (похороны К.) Либо одну из девушек выбирали на роль К.. потом другие девушки с песнями относили её на доске на реку. Там К. пробуждалась, и все девушки купались. Происходило это празднование в понедельник или воскресенье Всесвятской недели (первая неделя после Троицы), т. е. входило в цикл троицкой обрядности.

Лит.: Дуркин 1926, Конаков 1993, Микушев 1970, Сахаров 1970.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.