ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Кодачса Яков


 

герой-колдун

Свои колдовские способности К.Я. преимущественно использовал при добыче зверей и для лечения людей. Он открыто заявлял, что не верит в Бога, а верит только в своих "друзей-помощников" (духов). Однажды, желая продемонстрировать свою колдовскую силу, К.Я. предложил своей односельчанке сходить в лес и удостовериться, что в находившемся там загоне для скота по его воле соберется не менее двух с половиной сотен лисиц. Женщина сходила и убедилась в его правоте. В быличках о К.Я. особенно популярен сюжет об излечении им охотника, вообще лишившегося глаз. Двоюродные братья Иван и Василий поссорились, выясняя кто из них лучший охотник. Младший брат Иван был колдун. Рассердившись, он взял около часовни горсть земли, бросил ее на середину р. Печоры и произнес заговор, после чего у второго брата вытекли оба глаза.

К.Я. взялся излечить ослепшего Василия. Он велел истопить его баню, привел туда слепца и попросил оставить их одних. Вскоре собравшийся около бани народ увидел, что она вкруговую горит синим пламенем. Помня предупреждение К.Я., никто к бане не подходил близко. Единственную попытку сделал Иван, но его не пустили. Во время лечения он как бы пребывал в двух ипостасях: один Иван спал у себя в избе, а второй пытался проникнуть в баню. Через некоторое время огонь угас, а из бани вышли К.Я. и зрячий Василий. К.Я. сообщил, что глаза Василия находились на дне глубокого омута в Печоре, откуда он их и достал. Умер К.Я. в возрасте 65 лет. Демонстрируя свою неуязвимость, он выстрелил в себя из ружья, но не учел, что с утратой зубов его покинула и колдовская сила. Выстрел оказался смертельным.

Фольклорный образ К.Я. имеет прямые аналоги в образах героев шаманских мифов: наличие духов-помощников, символическое путешествие в иномир во время врачевания, демонстрация своей неуязвимости.

Лит.: ПМА, ПМ ЮГ.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.