Кам |
К. живёт в избушке, находящейся в глухом лесу (или на небесах), подобно Бабе-Яге (Ёме). Как и ей, ему прислуживают волки. К. враждебен людям, но отпускает тех, кто отгадывает заданную им загадку. Основной функцией К. является охрана находящегося в его печи огня, который он постоянно раздувает. К. обладает огненным дыханием, а его смерть находится в самой раскаленной головне из имеющихся в его печи. Убивает К. девочка, у которой он похитил брата, превращенного в барашка. Девочка узнает у колдуньи секрет смерти К., получает от нее путеводный клубок и кочергу, находит избушку К. и вытаскивает кочергой смертоносную головню из печи. После этого огонь К. начинает принадлежать всем людям. Слово К. употребляется в к.-п. языке в качестве прилагательного в значении: "сильный, крепкий (человек); скупой, жадный; богатый; нелюдимый". В той или иной мере все они характерны для сказочного образа К.. В к.-з. Языке распространены глаголы с корнем "К.-", связанные с понятиями "грохотать, буянить, бить": повс. камавны "стучать, греметь, буянить", букв. "изображать К.-а, подражать действиям К.-а", уд. сыс. вв. кампужитчыны "буянить с грохотом и шумом: чаще о пьяном", камгыны "громко стучать по твёрдому предмету; стрелять из ружья; греметь: о громе", вв. камеднi "избивать". Ср. тунавны "баловаться" букв. "подражать действиям туна: о детях", ыдждавны "величаться, изображать из себя значительное лицо" < ыджыд "большой, великий, старший", канавны "царствовать, изображать царя" < кан "царь"и др.. Слово К. приводится в словаре В. Даля, как "местное сибирское" название шамана. Лит.: Даль II 1981, Климов 1990, Ожегова 1989. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |