ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Кöдзöм


 

сев

Короткое северное лето обязывало начать К., как можно, раньше; в то же время нередкие поздние заморозки заставляли особенно не торопиться с его началом. При выборе оптимального времени К. к.-з. и к.-п. крестьяне придерживались жёстких календарных привязок лишь номинально. Николин день (9 мая ст. ст.) считался у них средним сроком К., первым сроком К. считался Еремеев день ( пророка Иеремии, 1 мая ст. ст.), а поздним - день царя Константина и его матери царицы Елены (21 мая ст. ст.). Но и эти даты были не строго обязательны.

Начало К. у к.-з. и к.-п. обязательно сопровождались специальными обрядами. Перед выездом в поле было принято мыться в бане и одеваться во всё чистое. Прежде, чем выйти из дома, перед иконами читали молитвы. Ижемские к.-з. перед К. съедали по кусочку просфоры, которые сохранялись с Пасхи в красном углу возле иконы. Так же они обязательно ели перед К. кусочки сухого хлеба, который лежал там же и тоже был освящён в церкви на Пасху. В некоторых селениях по Сысоле перед К. полагалось съесть по куриному яйцу. В отличие от пасхальной просфоры яйцо как символ плодородия и новой, возрождающейся жизни связано с ещё дохристианскими воззрениями, хотя позднее оно вошло и в христианскую обрядность. На Выми размельчённую просфору клали и в семена, чтобы усилить их произрастательную силу. В некоторых селениях перед К. производились и кровавые жертвоприношения. В жертву приносилось освящённое в церкви животное (бык, телёнок, овца), приобретённое для этой цели всем сельским обществом или же одним человеком.

Перед К., прежде чем бросить семена в землю, обращались к Богу с молитвой об урожае. Затем просили о содействии и своих умерших предков. После окончания К. ижемские к.-з. гадали об урожае. Старики бросали вверх лукошки, из которых разбрасывались при К. семена, и смотрели, как они упадут: на бок - будет средний урожай, вверх дном - плохой, а вниз дном - хороший. Интересные обрядовые действия сопровождали у к.-з. женщин К. овощей. Перед посевом репы они, резко кланяясь, прикасались к грядке головой и произносили заговор-пожелание: "Дай, земля, репу крупную и круглую, как голова." А, посадив капусту, опускали несколько раз вниз головой к земле кого-нибудь из детей, обращаясь при этом с молитвой к Богу: "Дай, Господь, нищим и пьющим, и нам грешным благодать"; "Расти, капуста, толстоногая, величиной с попадьину задницу".

Лит.: Дукарт 1975, Конаков 1993, Сорокин 1848, Сорокин 1910/22.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.