ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Корöсь


 

веник

Ритуализованный бытовой предмет. Пывсян К. "банный веник" вяжется, как правило, из берёзовых веток, на которых нет серёжек и сухих сучков. В ритуальных, магических и лечебных целях собирают К. и из других видов деревьев: рябины, ольхи (для скармливания скоту от порчи, очищения колодцев и др.), можжевельника (для окуривания от порчи и нечистой силы), пихты и ели (для парения от костных болезней) и т.д. К. в представлениях к.-з. и к.-п. связан с метлой (рос лл. скр. нв. вв. печ. к.-п., гöлик вв. иж., кудöтчан, кудöччан уд.), печным помелом (пач лыс, пач чышкан лыс).

Как средства для наведения чистоты, порядка, очищения (тела, жилого помещения и т.д.) они связаны с идеями магического очищения и космизации пространства. Так же, как мусор, сжигаемый после подметания в печи, в фольклорных текстах к.-з. и к.-п. сжигаются персонажи, являющиеся воплощением зла (Ёма, Бес, Кöин сар, колдун, Гундыр), которые пытаются скрыться, превратившись в насекомых (голубых муравьёв, мошкару и т.д.) или искры, пыль. В данных текстах упоминаются пач лыс, рос, куима К. "тройной веник", сöспу К. "рябиновый веник", ловпу К. "ольховый веник" или öкмыс пуысь К. "веник с девяти деревьев".

К. широко используется в обрядах. В похоронном обряде рублеными или развязанными вениками (берётся чётное количество) устилается дно гроба, подушка покойника набивается берёзовыми вениками или листьями. В свадебном банном действе невеста в бане прощается с девьей волюшкой, которая уплывает по реке в Северное море на К., которым парилась невеста. Избавление от порчи, болезни, возвращение вежöма также происходило с помощью К.: положив под корыто или между корытами подменённого ребёнка, на дне корыта рубили кыдз К. "берёзовый веник" или зын К., керч бадь К. "багульниковый веник". Детей при сглазе и порче пользовали веником из карликовой берёзы. Корову при отёле парили купальнича К. "купальским веником" и окуривали можжевельником. К.-з., выпуская скот на Егорьев день, овец и коров заставляли перешагивать через пелысь К., сöспу К. "рябиновый веник", чтобы он был здоровым, красным.

Особенной магической силой обладали купальнича К., собранные из свежих берёзовых (иногда ольховых, рябиновых) веток и полевых цветов, в частности купальнича дзоридз (лютик едкий, купальница европейская), которыми парились накануне Иванова дня. В среде к.-з. и к.-п. существовало несколько разновидностей гадания с помощью купальнича К.. После парения К. втыкали в забор: если упадет - к смерти парившегося, если почернеет - к болезни или несчастью, если засохнет, сохранив зелёный цвет, хозяину предстоит счастливая жизнь; нв. и сыс. к.-з., встав спиной к бане, бросали К. через голову: перелёт означал изменения в жизни, почернение оставшегося на крыше веника - болезнь, сохранение цвета - здоровье; вв. к.-з. бросали использованные К. в реку: утонул - смерть, прибило к берегу - жизнь без перемен, унесло течением - дальняя дорога или свадьба.

Часто в преданиях к.-з. К. является хранилищем магической силы-слабости колдуна. Так, согласно одному из текстов, сыс. тун Шыпича был настигнут преследователями, когда споткнулся о К.; в предании о печ. Кыске его смогли победить только тогда, когда догадались поджечь дом веником, которым тун попарился (любой другой огонь гас). В сказках, где коварная жена пытается выяснить хранилище силы (смерти) мужа-богатыря (колдун, Кудряш, Гундыр, Кощей), муж вначале ложно указывает на К. (рос, пач лыс), и только после того, как жена начинает украшать лентами (ставит в красный угол) этот предмет, богатырь говорит правду.

К., как и рос, в представлениях к.-з. и к.-п. считается предметом, в который может превратиться нечистая сила, оборотни: "Еретник может в К. или в метлу превратиться"; "Как на корыте-то К. изрубишь, так подменённый под корытом в осиновое полено или головёшку превращается, а бывает и в старый К.". В быличках к.-з. и к.-п. про лешего-помощника или удачливого колдуна-охотника в К. и головёшки превращаются тушки пойманных зайцев. По вв. материалам, К. может стать заместителем человека, пытавшегося повеситься, а затем передумавшего: в приготовленную петлю следует сунуть кыдзпу К. "берёзовый веник", который жадно захватывается (затягивается) петлёй, если же этого не сделать, верёвка будет "тянуть" к себе прежнюю или новую жертву.

Лит.: Доронин 1947, Заварин 1870, Ильина 1997, Рочев 1984, Fokos-Fuchs 1951, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.