Усть-Цилемская рукописная традиция |
А.Н. Власов © 2000 Открывателем и первым исследователем старообрядческой книжной старины на нижней Печоре (Усть-Цилемский район Республики Коми) по праву считается известный археограф Владимир Иванович Малышев. C 1949 г. он начал планомерное и систематическое исследование этого региона, собрал огромную библиотеку печорских рукописей XVI-XX вв., ныне хранящихся в Древлехранилище им. В.И. Малышева ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. С середины 70-х гг. его работу продолжили сыктывкарские археографы. Огромный, собранный в результате археографического исследования фактический материал позволяет раскрыть интереснейшие страницы из истории культуры этого уникального книжного центра на Севере. Самое ценное среди печорских книг - это сборники, которые содержат обширный и разнообразный материал и наиболее отчетливо отражают умственные запросы, литературные вкусы и духовные стремления печорских старообрядцев. Многие из них местного происхождения: переписанные местными писцами, составленные и нередко литературно обработанные местными книжниками. Усть-цилемские рукописные сборники в большинстве своем были богослужебного и духовно-нравственного содержания. Развитие местной письменной традиции тесно связано со старообрядческим движением. В первой половине XVIII в. сюда, избегая двойного оклада и религиозного гнета бежали представителя древлего благочестия из Великого Устюга, Сольвычегодского уезда, Мезени, Пинеги других северно-русских городов. За их счет на Печоре значительно увеличилось количество сторонников старой веры и Усть-Цильма стала центром печорского старообрядчества. В это время она сформировалась и как культурный феномен на Северо-Востоке России. Значительное влияние на местную культуру оказал Великопоженский старообрядческий скит, который был организован на реке Пижме около 1720 г. мезенцем Парфением Клочковым и бывшим соловецким старцем Феофаном. Скит превратился в крупное общежительство, которое было похоже на Выго-Лексинское в Олонецкой губернии. Скит с небольшими перерывами просуществовал до 1854 г. Великопоженское общежительство и основанный чуть позже на реке Цильме мезенцами Омеленский (Цилемский) скит распространили на низовой Печоре поморское беспоповское согласие даниловского толка. Представителей других старообрядческих течений здесь было немного, в XIX в. появляются сторонники федосеевского толка, а в самом конце века в Усть-Цильме строится единоверческая церковь. Однако какого-либо заметного влияния на идеологию местных старообрядцев она так и не оказала. Усть-цилемы крепко держались устоев веры своих предков. Великопоженское общежительство сыграло важную роль в распространении книжной культуры на Печоре. В ските была своя школа, в которой обучали местных детей чтению, письму, пению и переписке рукописей. В книгописной мастерской велась переписка и иллюстрирование книг, необходимых для богослужения, нравственного чтения и полемики со своими противниками, реставрация обветшалых древних рукописей и старопечатных книг. Перепиской книг занимались не только мужчины, но и женщины, подражая работам лексинских и каргопольских мастериц. Очевидно, под влиянием великопоженских писцов на Печоре начинает складываться особый вид местного письма - печорский полуустав, который позже отразится в рукописных сборниках, составленных и переписанных местными крестьянами. После закрытия скитов, сыгравших такую же роль в просвещении Печорского края, какую играли северно-русские монастыри в средневековый период, главными хранителями рукописной старины и книжности стали начетчики, наставники. Они отличались большой грамотностью, знанием догматов и правил своего вероучения, многие из них сами занимались перепиской книг и были искусными писцами и миниатюристами. Расцвет книгописной деятельности в среде крестьянского населения Печоры приходится на вторую половину XIX - начало XX вв. За этот период в Усть-Цильме было скопировано огромное количество рукописей. По сути эту работу по переписке книг следует связывать с большим спросом на книжную продукцию со стороны местного крестьянства и, очевидно, наступившим книжным кризисом после прекращения деятельности книгописных мастерских в скитах. Печорские книжники за короткое время практически полностью обновили фонд местной старообрядческой библиотеки и благодаря этому книга вошла в каждый дом, в каждую семью и стала предметом культа, особого почитания и гордости усть-цилема. Литература и источники: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960; Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978; Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985. С. 138; Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Ч.1. Рукописные книги. Вып.1. Сыктывкар, 1989; Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год // Вологодские епархиальные ведомости. 1904.N15. Прибавления. |
|