библиотеки Средней Печоры |
А.Н. Власов © 2000 Библиотека этого региона, как показывают археографические исследования второй половины прошедшего столетия, формировалась, в основном, за счет книжного фонда усть-цилемских старообрядцев. Так, в с. Медвежском в 60-е гг. XX в. Ю.К.Бегуновым и Д.М.Балашовым был приобретен интересный сборник, который в 1913 г. привез сюда с Пижмы начетчик Ефим Тимофеевич Поздеев. Наставник Е.Т.Поздеев (Ефимко) в течение многих лет был по средней Печоре первым знатоком старинных книг. От Медвежки до Троицко-Печорска он возил с собой 2-3 лодки, доверху загруженные богословскими и четьими книгами, с помощью которых вел свои ученые беседы со стариками. Большинство рукописей, найденные в Медвежском, привезены с Пижмы. В состав этого сборника входили жития русских святых Александра Невского и Иосифа Волоцкого, Сказание о создании церкви Софии Цареградской, Повесть предивна о создании небеси и земли, Сказание о дающих сребро в лихву и др., в том числе Житие Диодора Юрьегорского. На основании этих данных можно заключить, что читатели-старообрядцы на средней Печоре весьма активно пользовались книгами, которые имелись у нижнепечорцев благодаря своим наставникам и начетчикам. В 90-х гг. XX в. сыктывкарскими археографами здесь была обнаружена небольшая коллекция старообрядческих книг у родственников С.А. Мамонтова, очевидно, представляющая собой часть когда-то большой библиотеки местного наставника. Перечень сохранившихся книг включает следующие издания: Апостол XVI в. типографии Ивана Федорова (фрагмент), Евангелие до Никоновской печати XVII в. (фрагмент), Псалтирь XIX в. (фрагмент), Синодик и Устав со святцами Почаевской типографии, Каноны за умерших и единоумершего, Соборник старообрядческий начала XX в., Беседа о таинсве брака Г. Тулупова (1912 г.), Каноник большой Почаевской типографии, Триодь цветная XVIII в., Сборник ответов пустынножителей XX в., Торжественник начала XX в., Житие Ефросина Псковского Преображенской типографии (1913 г.), Последование церковного пения конца XVIII в., Сборник избранный от святого и святоотеческого и исторического писаний Преображенской типографии (1911 г.), Книга о брадобритии начала XX в., Евангелие толковое XVIII в., Великий покаянный канон со службой Андрею Критскому и житем Марии Египетской (1910 г.), Сын церковный или Зонарь Почаевской типографии (1887 г.), Служебник типографии Андроника Невежи конца XVI в.. Из рукописей следует отметить Обиходник и Ирмологион на крюковых нотах начала XX в., написанные поморским полууставом, Сборник духовных стихов, Сборник выписок различного содержания начала XX в., а также переписку С.А. Мамонтова с единоверцами. Литература и источники: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960; Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978; Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985. С. 138; Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Ч.1. Рукописные книги. Вып.1. Сыктывкар, 1989; Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год // Вологодские епархиальные ведомости. 1904.N15. Прибавления. |
|