Репертуар чтения |
А.Н. Власов © 2000 Рукописное наследие крестьян-старообрядцев Верхней Печоры следует отнести к поздним старообрядческим традициям, поскольку большинство из дошедших до нас рукописных сборников этого региона создано в XIX - начале XX вв. Старинная рукописная и печатная книга попадала на Печору двумя путями: с севера через посредство усть-цилемов и пижемцев и с юга, в основном из Чердынского уезда, староверы которого находились в непосредственных контактах с печорскими крестьянами. Местные последователи старообрядческого учения не только приобретали печатные и рукописные книги, созданные авторитетными книжниками, но и сами занимались переписыванием разнообразных сочинений, составлением многочисленных рукописных компилятивных сборников, отвечающих потребностям старообрядческой общины. Среди верхнепечорских староверов, отвергавших официальную церковь и ее священство, весьма популярными были рукописные и печатные сборники церковно-служебного характера: Канонники, Служебники, Епитимейники и др. Подобные сборники были необходимы старообрядческим наставникам для ведения богослужений или находились в личном пользовании крестьян-староверов. В рукописных сборниках собрания довольно часто можно встретить выписки из уставов различных монастырей, статьи уставного характера, поучения учителей и отцов церкви, обращенные к инокам, выписки из библейской и евангельской литературы (Евангелие недельное, Евангелие от Луки, Притчи евангельские, Евангелие от Матфея. Предпочтения верхнепечорцев объясняются старообрядческой идеологией, одной из центральных проблем которой являлась проблема спасения и духовного преображения человека. В иноческом житии, противопоставленном суетной мирской жизни, староверы видели образец подлинного существования человека. Помимо этого, рукописные сборники верхнепечорских крестьян изобилуют выписками из сочинений учительной литературы, весьма популярной как в древнерусской письменности, так и в старообрядческой среде. Крестьяне-староверы выписывали слова и поучения из нравоучительных сборников постоянного и непостоянного состава: Маргарит, Златоуст, Златоструй, Пчела, Измарагд, Цветник и т.п. Среди выписок из сочинений морально-дидактической литературы можно встретить поучения Иоанна Златоуста (Слово о мятежи сия жизни и о покаянии, Слово о милостыне, Слово о лжепророках и ложных оучителях, и о скончании века сего); слова Ефрема Сирина (Слово об антихристе); наставления Василия Великого. Старообрядческие книжники цитируют в своих рукописных сборниках не только авторитетных византийских учителей церкви, но и древнерусских мыслителей - Нила Сорского, Иосифа Волоцкого (Книга Просветитель. Собрание инока Иосифа Волоцкого, Максима Грека (Слово о еретиках). Произведения учительной литературы, поднимающие на своих страницах проблемы человеческой сущности, подталкивали староверов к размышлениям о смысле жизни, греховности человеческой природы. Эти произведения обращались, прежде всего, к внутреннему миру человека, рассматривая его добродетели и пороки. Они привлекали верхнепечорцев своей назидательной направленностью, диктующей нормы и идеалы поведения в реальной жизни, своим сравнительно небольшим объемом, образностью языка и стиля. Наряду с произведениями учительной литературы в репертуар чтения верхнепечорских крестьян входят нарративные сочинения учительной направленности. Прежде всего, это произведения агиографической литературы (От жития Феодосия. О Арефе, Житие Антония Римлянина, Житие Марины), жития наставников Выговского общежительства (Из жития Корнилия Выговского). Причем в рукописных сборниках часто встречаются проложные жития и повести, поскольку они отличаются малым объемом, что позволяло староверам выписывать эти сочинения. Старообрядческие книжники нередко заносили в свои рукописные сборники патериковые рассказы и поучения (Патерик Египетский. Слово Кирилла Философа о последних днех, Из патерика. Поучение о милостыне, о мудрости и смирении и др.; выписки из переводного нравоучительного сборника Великое Зерцало, занимательные новеллы которого не обошли стороной и верхнепечорских книжников (О покаянии некоего князя) и др. Верхнепечорским крестьянам наиболее близкой была традиционная для старообрядческой литературы эсхатологическая тематика, отвечающая миропониманию приверженцев старой веры. Староверы обращаются в своих рукописных сборниках к темам Страшного суда, пришествия антихриста, грядущего наказания человека, подтверждая свои мысли выписками, как из учительной, так и из повествовательной литературы. Эсхатологическая тема подробно, с приведением многочисленных цитат и выписок из авторитетной нравоучительной литературы, раскрыта в рукописных сборниках, созданных последователями страннического согласия. Довольно большой комплекс произведений собрания представлен сборниками духовных стихов, завоевавших большую популярность среди местного населения. Рассматривая тематику данного типа сборников, отметим, что здесь поднимаются характерные для староверов темы: эсхатологическая (Стих-плач преболезненна кафоликов в последнее время), тема пустыни (Прекрасная мати пустыня, любезная моя дружина), греховности человека (Горе мне, оувы мне, во младой во юности), тема покаяния ( Стих о Адаме), тема смерти (Стих умиления полнен). Среди духовных стихов собрания встречаются стихи, составленные на библейские и евангельские сюжеты (Стих о распятии Господни, Стих о потопе, Стих о Борисе и Глебе). В целом, характеризуя состав Верхнепечорского собрания, отметим, что в нем преобладают сборники морально-дидактического характера, несущие со своих страниц нормы поведения человека и привлекавшие крестьян-староверов своей душеполезной, назидательной направленностью. Кроме того, большое распространение в старообрядческой среде получили церковно-служебные рукописи, использующиеся в культовой практике, а также рукописи литературно-исторического и эсхатологического характера. Литература и источники: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960; Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978; Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985. С. 138; Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Ч.1. Рукописные книги. Вып.1. Сыктывкар, 1989; Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год // Вологодские епархиальные ведомости. 1904.N15. Прибавления. |
|