библиотеки Верхней Печоры |
А.Н. Власов © 2000 До недавнего времени центрами старообрядческой идеологии и книжной культуры на Верхней Печоре считались деревни Усть-Унья, Светлый Родник, Курья, Бердыш Троицко-Печорского района. До сих пор живы в памяти местных старожилов отголоски событий, связанных с былыми трениями между представителями поморского беспоповского согласия, сторонниками Изосимы Семеновича, и скрытниками, идеологом которых здесь был Иварест Екимович. Самой крупной библиотекой в этих местах владела Апполинария Афанасьевна Лызлова (Светлый Родник). В ее книжной коллекции преобладали книги кириллической печати, среди которых есть издания XVII в. (Житие Сергия Радонежского. М., Печатный двор, 1642), но в основном там были поздние старообрядческие издания конца XIX - начала XX вв. богослужебного характера. Имелись в коллекции и рукописи, большей частью ею самой же переписанные тетрадки литургических текстов, каноны избранным святым. В Бердыше настоящих грамотных старообрядцев уже нет, но там встречаются еще книги, когдато принадлежащие Изосиму Семеновичу. В основном это книги кириллической печати, которые хранились у Анны Стахеевны Лызловой. Современная ситуация в этом еще недавно крупном культурном центре старообрядческой традиции Севера очень схожа с ситуацией в низовьях Печоры, в Усть-цилемском районе: грамотных наставников почти не осталось, традиционное переписывание книг уже прекратилось, книги начинают "седать"у родственнив умерших начетчиков. В д. Курья у Пашиной Анфисы Гавриловны хранятся книги, оставшиеся от покойных родителей. Привлекает внимание рукописная Псалтирь начала XX в. ( в 4-ку, Бумага машинная, со штемпелем фабрики наследников Сумкина. Подражание полууставу). Переписал ее, по-видимому, кто-то из местных крестьян. По уверению последней хранительницы книги, переписчиком был ее дед. Эта Псалтирь представляет определенный интерес, т.к. зная место ее бытования, мы можем точно определить по почерку другие книги, хранящиеся в библиотеке Сыктывкарского университета, и ареал распространения книжной традиции этого центра по р. Печоре. Так, например, удалось идентифицировать по почерку вставных листов печатный Соборник XVIII в., ныне хранящийся в д. Скаляп. Остальные книги коллекции А.Г. Пашиной - кириллической печати богослужебного характера. Владельческие записи, оставленные на полях Апостола (в лист. М., 1623), рассказывают о судьбе этой книги. В XVIII в. она находилась у крестьян Масловых, Субботина, Кожевникова. Запись конца XIX в. свидетельствует о том, что на Верхнюю Печору книга попала из Усть-Цильмы. Интересны владельческие записи на книге Житие Василия Нового (изд. Почаевской тип. XIX в. в 4-ку). Характер записей, сделанных местным старообрядцем в начале XX в. Василием Собяниным, доносит отклик жарких споров между представителями изосимовского и иварестовского направлений: Еретики могут книгу исказить, Иван Иванович, прошу Вас о сей книге разобраться с Еворестом Екимовичем, какие есть в ней прибавки или убавки и донесите мои. А кроме того, не намерен ли будите сию книгу продать мне. В Курье у местного населения также встречаются рукописные тетрадки с духовными стихами, полемические сочинения старообрядцев, направленные против официальной церкви и сторонников других старообрядческих толков. Литература и источники: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960; Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978; Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985. С. 138; Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Ч.1. Рукописные книги. Вып.1. Сыктывкар, 1989; Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год // Вологодские епархиальные ведомости. 1904.N15. Прибавления. |
|