Библиотека крестьян-старообрядцев |
А.Н. Власов © 2000 Усть-Цильма. То, что мы называем старообрядческой библиотекой, понятие достаточно условное. Это, прежде всего, книги, созданные сами старообрядцами или ими переписанные, это книги, которыми они пользовались и владели. Словом, все то, что составляло их круг чтения. В состав усть-цилемской библиотеки вошли практически все виды и жанры древнерусской книги. Формирование книжной традиции Низовой Печоры пережило несколько этапов. На начальном этапе книги попали сюда с первыми поселенцами в период экономического освоения края до конца XVII в. Следующий этап в развитии книжной культуры связан с этапом старообрядческой колонизации. Появление местного старообрядчества на Печоре связано с миграцией больших крестьянских масс, перешедших в раскол и подвергшихся репрессиям властей. С начала XVIII в. беглые старообрядцы с Пинеги, Мезени, Двины, а также из центральных районов России оседают в Усть-Цильме. Около 1715 г. выходцем из Выголексинского общежительства мезенцем Парфеном Клокотовым и бывшим соловецким старцем Феофаном был основан Великопоженский скит, просуществовавший до 1851 г. В середине XVIII в. возник Омелинский скит на р. Цильме. Эти скиты и явились основными очагами местной книжной культуры, на Пижме и Цильме начинает активно разваиваться местная рукописная традиция. Обитатели пижемского и цилемского скитов поддерживали тесную связь с Выголексинским книжным центром, откуда на Печору переправлялись рукописные сборника, которые переписывались печорскими писцами и распространялись по всему Печорскому краю. После закрытия старообрядческих скитов, приток книг на Печору значительно уменьшился, в то время как потребность в них постоянно возрастала. Это и активизировало работу печорских книжников из крестьян. Во второй половине XIX в. на Печоре появляются свои талантливые переписчики и редакторы древнерусских повестей, переплетчики, художники. Наиболее известна книгописная деятельность И.С.Мяндина. В последней трети XIX в. усть-цилемскими писцами был выработан особый почерк, так называемый печорский полуустав, образцом для которого послужил поморский полуустав, созданный выговскими переписчиками XVIII в. Печорский полуустав, в отличие от своего прототипа, характеризуется большей свободой письма, отсутствием строгой линейности в строке, квадратностью букв. Он менее выписан, не так строен, буквы его имеют больше завитков, широких свободных взмахов пера, тонких линий. Печорский полуустав, хотя и уступает во многом по красоте и четкости поморскому письму, свидетельствует о незаурядной деятельности местных переписчиков рукописей, продолживших лучшие традиции поморского книгописания. Особой разновидностью печорского полуустава является тип почерка, выработанный И.С. Мяндиным. Для него характерны острые оконечности букв и своеобразный наклон влево. В начале XX в. в развитии рукописной традиции на Печоре наступает перелом - она начинает угасать, что во многом было обусловлено появлением здесь большого количества печатной продукции старообрядческих типографий. Печатная книга быстро вытеснила из крестьянского обихода многие рукописные книги. Переписываться продолжались только те книги, которые пользовались на Печоре большим спросом, но не издавались, например, апокрифы, духовные стихи, заговоры. Однако, несмотря на все перемены в общественной и культурной жизни края, рукописная традиция на Печоре оказалась очень устойчивой. Рукописи здесь даже после распространения по всей территории Печорского края печатной книги продолжали читаться, переписываться и бережно сохраняться вплоть до конца XX в. Старообрядческая в основе своей культура печорцев во многом определила характер и содержание местной письменности. Большое место занимают в ней сочинения старообрядческих писателей XVII в. - Аввакума, дьякона Федора, попа Лазаря, Спиридона Потемкина, Герасима Фирсова и др., сочинения безымянных писателей XVIII в. о зачинателях старообрядчества, а также произведения выговских писателей почти всех жанров, в которых пробовали свои литературные силы поморцы. На Печоре переписывались их послания, слова, поучения, повести, жития. В составе усть-цилемской рукописной книжности дошли автографы выговских писателей, а также старшие списки их сочинений. Большой популярностью в Усть-Цильме пользовались короткие старообрядческие поучения нравственно-этического характера, из которых печорские книжники формировали целые сборники назидательного характера. Широко распространены здесь были переработки народно-сказочных сюжетов, сборники кратких изречений типа Пчелы, выписки из разных летописцев, хронографов, Степенной книги, разрядных книг, сочинения, отражающие историю еретических движений на Руси, духовные стихи самой разнообразной тематики. Большой интерес крестьяне Низовой Печоры проявляли к древнерусским литературно-историческим произведениям самых разных жанров и сочинениям русских писателей XI-XVIII вв. Устьцилемами было переписано множество повестей, сказий. Поучений, образцов русской церковно-исторической литературы, апокрифических произведений. Большой интерес они проявили и к переподной литературе: в рукописных сборниках встречается множество выписок из Великого Зерцала, Звезды Пресветлой, Скитского патерика, Измарагда, Златоструя, Торжественника и других книг. Но усть-цилемские книжники не только переписывали из старых сборников, попадавших на Печору, оригинальные и переподные древнерусские сочинения. Но и сами являлись составителями и редакторами литературно-исторических и публицистических произведений. Они дошли в составе местных рукописных сборников и представляют особую ценность для изучения мировоззрения и умонастоний печорского крестьянства. В этих разнообразных по жанрам произведениях с особенной силой звучат темы, прежде всего волновавшие простых устьцилемов: преимущественно честного труда, тема супружеской верности, проблема народного царя и т.д. Рукописная традиция Печоры донесла до нас и интересные материалы по истории края - местные синодики, списки книг Пижемкого скита, письма крестьян. Исследование всего этого огромного и разножанрового материала, успешно проведенной В.И.Малышевым и другими исследователями, вместе с тем далеко не закончено. Большую часть книжного наследия Усть-Цильмы удалось спасти, благодаря многолетней работе известного археографа В.И. Малышева, археографов Сыктывкарского университета. Основные хранилища печорской старообрядческой библиотеки ныне находятся: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Древлехранилище имени В.И.Малышева) и Отдел редкой книги Научной библиотеки Сыктывкарского университета. Литература и источники: Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960; Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978; Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985. С. 138; Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Ч.1. Рукописные книги. Вып.1. Сыктывкар, 1989; Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год // Вологодские епархиальные ведомости. 1904.N15. Прибавления. |
|