промысловый календарь |
Н.Д. Конаков © 1990 Работа по установлению стиля древнекоми промыслового календаря позволила идентифицировать его даты с датами ныне принятого календаря. Была выявлена продолжительность каждого из 9 периодов ("месяцев"), обозначенных на календаре с помощью зооморфных символов. Обнаруженная при этом неравная продолжительность периодов не вызывает особого удивления, поскольку она была характерна для систем времяисчисления у многих народов. Н.В. Брагинская отмечает: "Упорядоченный календарь-принадлежность цивилизации. Наиболее примитивные календари чаще всего оперируют неравными периодами" (Мифы народов мира. Том I, М., 1987, c.612). В то же время вопрос о причинах выбора конкретных дат начала и окончания сезонов требует дополнительного анализа. По всей видимости, в выделении именно этих дат был заложен особый сакральный смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц. Уникальность вычегодской находки свидетельствует о том, что календарные изображения не являлись предметами массовой культуры, а если и тиражировались, то в весьма лимитированном количестве. Логично предположить, что функции "службы времени" у древних коми исполнялись представителяго календаря, опираясь на биологические ритмы животных, остальное, "непосвященное" население. При этом, по всей видимости , у древних коми использовались в качестве ориентиров во в ре мени и другие циклические события в окружающем мире. В коми фольклоре можно выделить такие календарные приметы , которые отражали взаимосвязь природных сезонных явлений, наблюдения за животным и растительным миром без жесткой привязки их к конкретным датам (или праздникам) юлианского (церковного) календаря. Эти приметы представляют особый интерес, благодаря им достаточно легко можно определить те периодические явления окружающей живой и неживой природы, на которые коми народ обращал особое внимание. Несомнен но, что до распространения юлианской системы они также состав ляли основу коми народного календаря. Из сезонных природных явлений и периодических явлений в развитии живой природы в приметах выделены: ледоход и ледостав, весеннее и осеннее половодье, выпадение снега, прилет и отлет птиц, начало и окончание кукования кукушки, цветение растений, появление сережек у ивы и листьев у деревьев, созревание ягод, "пляски" комаров-толкунцов, листопад и др. Эти календарные знания были доступны практически каждому и ничуть не сакрализировались. Но биологические ритмы животных и другие сезонные события и изменения в живом окружающем мире не имеют жесткой привязки к конкретным датам, а варьируют год от года в более или менее широких временных рамках. Следовательно, они могут служить лишь приблизительными вехами при ориентировке во времени. По всей видимости, именно приблизительность таких календарных знаний была причиной их профанации, в то время как к сакральной сфере относилось лишь точное календарное время. В.Я. Лыткин отмечал, что "еще в недалеком прошлом простой народ год не расчленял на месяцы, а вел счет времени по праздникам (церковным - Н.Д.) ". Данное сообщение показьюает, что у народа коми было как бы два календаря, две системы ориентировки во времени: по народным приметам ~ общеизвестная и доступная каждому и по праздничным датам церковного календаря - более точная, но известная в полном объеме уже лишь узкому кругу лиц. Остальное население пользовалось только периодически сообщаемыми ему сведениями о наступлении тех или иных праздников. Сами по себе эти системы в народном быту не подразумевали непрерывного отсчета времени, использовались лишь временные "вехи" - церковные праздники или же периодические события в окружающей природе. Такая же дискретная система ориентировки во времени была характерна в прошлом и для русского населения. Н.А.Миненко, анализируя социальные функции календарных обычаев и обрядов в сибирской деревне первой половины XIX в отмечает, что "календарньге праздники являлись неким ориентиром в потоке времени. И это была еще одна их функция. Праздник выступал в качестве вехи, которая позволяла крестьянину выделять в годовом цикле определенные периоды, интервалы" (Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, 1987 C.18) Можно предположить аналогичное сосуществование двух календарных систем с приблизительной и конкретной ориентировкой во времени и у древних коми. Причем вторая система, зафиксированная на изображении промыслового календаря, использовалась в первую очередь для определения точных дат календарных языческих празднеств, и владели ей в полном объеме лишь специально обученные представители жреческой касты. Впоследствии именно эта система ориентировки во времени была заменена церковным календарем. Ее знатоки и интерпретаторы - языческие жрецы исчезли в процессе христианизации. Тем не менее отдельные сведения об этой календарной системе (зачастую в синкретизированном с христианской календарной обрядностью виде) сохранялись в народном быту коми до недавнего времени. Изображение промыслового календаря, в котором древние календарные знания и представления народа коми нашли вещественное воплощение, позволяет связать воедино эти разрозненные сведения и хотя бы частично реконструировать в первоначальном виде их суть. Статья опубликована в работе: Н.Д. Конаков "Календарная символикауральского язычества (бинарный зооморфный код)." Сыктывкар, 1990. С.7-10. |
|