ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

календарные приметы


 

Н.Д. Конаков © 1994

Широкое распространение церковного (юлианского) календаря у различных народов Северной Евразии по мере их христианизации не привело к окончательному вытеснению древних народных календарных знаний. Как правило, они сосуществовали, а впоследствии частично или полностью сливались с официальным календарем. Такой синтез представлял, например, ныне хорошо изученный русский народный сельскохозяйственный календарь.

Приурочивание различных событий годового хозяйственного цикла, общественной или семейной жизни к наиболее близким по времени церковным праздникам было характерно в прошлом и для коми. Например, у коми крестьян сенокос было принято начинать с Прокопьева дня (8 июля ст. ст.). С Ильина дня (20 июля) можно было собирать ягоды и лучить острогой рыбу. Осенняя добыча боровой дичи повсеместно начиналась с Успения (15 авг.). Артели печорских охотников уходили на промысел рябчиков в предгорьях Урала с Воздвиженья (14 сент.), а за белкой и куницей в Зауралье-после Покрова (l okt.). Общеобязательным сроком окончания всякого звериного промысла было Благовещение (25 марта). Лечебные травы и березовые веники для бани заготавливали на Иван лун (Иванов день - 24 июня). Таким же образом регламентировалось абсолютное большинство основных хозяйственных занятий.

К отдельным церковным праздникам был приурочен ряд примет, непосредственно связанных с хозяйственной деятельностью: "Егорий с водой, а Никола с травой" (28 апр. и 9 мая); "Если на Дорофея ветер южный, можно сеять еще три дня, а если северный - больше не сей" (5 июня);

"Петровский дождь засуху поправит, а Ильинский дождь не поправит" (29 июня - 20 июля).

Были распространены у коми и метеорологические приметы, привязанные к церковному календарю, согласнокоторым по погоде в одни церковные праздники можно было определиib, какой будет погода в другие дни, или составить долгосрочные прогнозы: "В Афанасьев день (18 янв. ст. ст.) вьюга - в Ильин день дождь"; "От Рождества до Крещения морозы - от Петрова до Прокопьева дня ведро"; "Коли в Благовещение снег на крышах, то на Егория снег еще в поле"; "Если в Егорьев день будет северный ветер, то он будет еще сорок дней"; "На Петров день не будет дождя, то не будет до Прокопия"; "Если на Прокопия не будет дождя, то и до Ильина дня не будет".

В коми фольклоре можно выделить календарные приметы, которые отражали взаимосвязь природных сезонных явлений, наблюдений за животным и растительным миром без жесткой привязки их к конкретным датам (или праздникам) юлианского (церковного) календаря. Эти приметы представляют особый интерес. Благодаря им достаточно легко можно определить те периодические явления окружающей живой и неживой природы, на которые коми народ обращал особое внимание.

О характере будущей весны судили по осени: "Если по осени первый снег стаивал несколвко раз, то и весна начинается несколькими оттепелями"; по длине сосулек под стрехами крыш: "Если сосульки длинные - протяжная весна будет, короткие - короткая весна"; прилету птиц: "Рано утка прилетит - рано весна наступит" или их поведению: "Большой серый дятел стучит коротко - короткая весна будет, стучит долго - долгая весна будет".

Начало ледохода связывалось с прилетом птиц: "Кулики-прибрежники прилетели, скоро лед тронется", "Трясогузка прилетит - через два-три дня лед разломает" (или же "Трясогузка прилетела-через 12 дней лед тронется"). Ледоход в коми народном календаре был одним из центральных событий годового цикла прежде всего потому, что вскоре после него начинался весенний лов рыбы. На верхней Вычегде сразу после ледохода на рыбалку выходили семьями. Из первой пойманной рыбы варили уху, которую хранили на льду в погребе до следующего ледохода и съедали в торжественной обстановке перед началом рыбной ловли. Праздником считалось вскрытие рек и у коми-пермяков.

На особое значение, придаваемое в народном сознании коми этому событию, указывает целый ряд примет-предсказаний на последующие временные периоды или весь год. "Гром до ледохода - будет медвежий год, или трудный год"; "Если лед тронется в среду - будет год, обильный рыбой, если тронется в пятницу - мало рыбы будет"; "Если весной по реке лед идет тихо и с большими расстановками и истаивает на месте, то весну и лето ожидай тяжелыми"; "Если во время ледохода на берегу остаются глыбы льда, будет трудный год". О величине половодья также судили по ледоходу: "Если в ледоход закраина льда остается высоко - большая вода будет" или по поведению птиц: "Если чирок от воды на берег забегает высоко, то до того места будет подъем воды".

Весной же пытались определить характер наступающего лета: "Прилетели журавли на снег глубиной с пядь-летом на такую же глубину высохнет земля, прилетят на голую землю - будет дождливое лето". Были и такие народные приметы, которые, сближаясь с суевериями, строились на случайном сходстве или подобии. У пойманного по весне чирка рассматривали спинку: если она была белая, ожидали ясное лето, спинка красная - лето дождливое. Если вся спинка в красных пятнах, лето будет непостоянное, а когда только ее передняя часть белая, а средняя и задняя - красные, начало лета ясное, а остальная часть дождливая.

Календарные приметы, относящиеся к весенне-летнему периоду, были по большей части фенологическими, то есть отражали явления в развитии живой природы, обусловленные сменой времен года. В них отмечалось появление сережек на иве: "На ветке ивы много сережек - к хорошему (урожайному) году"; "На иве сережки крупные к корням - поздний посев будет хорошим"; "Если сережки на иве растут густо - первый посев будет добрым. Если растут в середине - средний посев, снизу - последний посев будет хорошим". Появление листьев на деревьях: "Если листья березы проклюнутся раньше, чем у осины - урожай ржи; позже - ячменя". Период цветения: "Рябина хорошо цветет - будет хороший урожай ржи"; "Лещ нерестится во время цветения черемухи"; "Рожь цветет-рыба на крючок идет". Появление отдельных насекомых: "Если первым увидишь весеннюю бабочку или пчелу, год будет радостный (хлеб не замерзнет)".

Особо выделялся прилет кукушки (в район Сыктывкара она прилетает к середине мая), начало и окончание ее кукования: "Если кукушка начинает куковать на 12 дней раньше, будет град - плохой год"; "Если к прилету кукушки хлеб окажется в закромах непосеянным, год будет плохой";

"Кукушка прибывает на неделю раньше Николина дня (9 мая) и перестает куковать на неделю раньше Ильина дня (20 июля)".

Последняя примета представляет особый интерес, поскольку наглядно показывает, как происходила у коми ориентировка во времени по церковному календарю до его совмещения с календарем народным, который был более распространенным и понятным для населения.

В приметах-предсказаниях у коми обращалось особое внимание на такое событие летнего сезона, как появление комаров, слепней и оводов: "Если мошкара кружится - хороший год будет, если толчется - плохой"; "Комары снуют вверх-вниз у хлева - будет хороший урожай, носятся взад-вперед по горизонтали - плохой"; "Много оводов и слепней - хлебный год". Отмечено в фольклоре также время созревания ягод и шишек на хвойных деревьях: "Если морошки много уродится, хлеб созревает преждевременно"; "Если урожай брусники хороший - год будет хлебный"; "Если много рябины - много будет рябчиков"; "В этом году шишек много - будет белка"; "Хороший урожай на шишки ели и сосны - плохой урожай хлеба".

Характер наступающей осени определялся в коми народном календаре по разнообразным приметам: "Полевая мышь вьет гнездо высоко - осенью большая вода будет"; "Если во время жатвы мышиное гнездо на земле - сухая осень будет, если на траве - дождливая"; "Много рябины - осень дождливая"; "Если после заморозка пойдет дождь - будет длинная осень". Из сезонных явлений, характеризующих этот период, в устном народном творчестве коми выделялся листопад: "При листопаде и появлении листьев больному тяжело живется"; "Если снег выпадает до листопада, людям будет тяжело в этом году". Имел значение также отлет птиц. Особенно часто в календарных приметах осеннего периода упоминается отлет на юг диких гусей, который связывался в приметах со скорым наступлением зимы, с выпадением снега и похолоданием: "За хвостом гуся снег виднеется"; "Гуси улетают - тепло уносят"; "Гуси рано улетают - рано холода наступают"; "Гуси осенью улетели - скоро снег"; "Гуси высоко летят - большой снег будет, низко летят - снегу мало будет, рано летят - рано снег выпадет".

С выпадением снега у коми были связаны приметы и поверья в отношении характера всего последующего годового цикла: "Если снег выпадет на талую землю - тяжело людям будет"; "Если осенью снег выпадет до того времени, когда еще лист не падет с кустов, тогда для народа наступающий год будет тяжел, будет много больных"; "Если по осени на сырой лес нападает снег и останется на всю зиму, то для людей и скота год будет тяжелым". Было принято' гадать об урожайности будущего года и по другому периодическому природному явлению зимнего сезона -ледоставу: "Если река встала ропаками - хлебный год будет".

Статья опубликована в книге "Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки." Сыктывкар, 1994. С. 107-110

Вверх
 
 Народный календарь
       названия месяцев
       промысловый календарь
       символика календаря
 
 Народная метеорология
       календарные приметы
       приметы о погоде
 
 Народная медицина
       этиология заболеваний
       народная фармакология
       традиционная баня
       народные врачеватели
       лечебная магия
 
 Этнопедагогика
       образ ребенка
       этапы взросления
       дети в обрядах

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.