ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Пу святсi


 

резной деревянный календарь

Следы сакрализации календаря и особого отношения к лицам, умеющим и имеющим право вести счёт времени по нему, сохранялись у к.-з. до недавних пор. Сельское население для счёта времени по юлианскому (церковному) календарю использовало в прошлом П.с. - бипирамидальный деревянный брусок с 12 полурёбрами (по числу месяцев), на которые были нанесены насечки, означающие дни. Общее количество насечек соответствовало количеству дней в году. Специальными значками на гранях были обозначены церковные праздники (обычно таких значков было 40-50, иногда больше). Прошедшие дни отмечали, залепливая зарубки воском или лиственичной смолой. Несмотря на несложность изготовления П.с. и крайне простой способ пользования таким календерём, имелся он далеко не у каждого, а лишь у ограниченного числа лиц: глав больших семей, вожаков промысловых артелей, которые и вели по нему отсчёт времени. В ХIХ в. деревянные или костяные святцы были известны не только на севере Европейской России, но и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Пользовались ими различные народы: русские, карелы, долгане, якуты, эвенки и др.

Лит.: Конаков 1993, Савваитов 1871.

Н.Д. Конаков

Вверх
 
 Народный календарь
       названия месяцев
       промысловый календарь
       символика календаря
 
 Народная метеорология
       календарные приметы
       приметы о погоде
 
 Народная медицина
       этиология заболеваний
       народная фармакология
       традиционная баня
       народные врачеватели
       лечебная магия
 
 Этнопедагогика
       образ ребенка
       этапы взросления
       дети в обрядах

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.