|
Следы сакрализации календаря и особого отношения к лицам, умеющим и имеющим право вести счёт времени по нему, сохранялись у к.-з. до недавних пор. Сельское население для счёта времени по юлианскому (церковному) календарю использовало в прошлом П.с. - бипирамидальный деревянный брусок с 12 полурёбрами (по числу месяцев), на которые были нанесены насечки, означающие дни. Общее количество насечек соответствовало количеству дней в году. Специальными значками на гранях были обозначены церковные праздники (обычно таких значков было 40-50, иногда больше). Прошедшие дни отмечали, залепливая зарубки воском или лиственичной смолой. Несмотря на несложность изготовления П.с. и крайне простой способ пользования таким календерём, имелся он далеко не у каждого, а лишь у ограниченного числа лиц: глав больших семей, вожаков промысловых артелей, которые и вели по нему отсчёт времени. В ХIХ в. деревянные или костяные святцы были известны не только на севере Европейской России, но и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Пользовались ими различные народы: русские, карелы, долгане, якуты, эвенки и др. Лит.: Конаков 1993, Савваитов 1871. Н.Д. Конаков | |