Сир I |
Согласно к.-з. этиологическим мифам, С. была создана Омöлем, но Ен вставил ей в голову крестообразную кость, после чего С. стала считаться его творением, а людям стало можно ловить её и есть. Некогда С. и язи вели войну между собой, стреляя друг в друга из луков. Язи стреляли С. в голову, а С. — язям в хвост, поэтому у С. много костей у головы, а у язей — около хвоста. В традиционном мировоззрении к. С. отводилось особое место среди остальных представителей ихтиофауны. Крупных старых С. часто принимали за живое воплощение водяных духов, особенно если они стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких С. остерегались бить острогой, так как верили, что они в силах обратить острогу против самого рыбака. В верховьях Вычегды местным населением особо почиталось небольшое, но довольно живописное оз. Кадам. Это озеро окружено очень высокими песчаными берегами, и в нём часто бывают бури. После каждой бури полагалось на другой день при восходе солнца принести жертву водяным духам, а к лову рыбы в озере приступали лишь после того, как в сети попадала большая С., которую с триумфом несли в избу и сохраняли до ближайшего праздника. У к.-п. существовало поверье, что в оз. Адты "Адово озеро" обитает огромная С. — хозяйка всех рыб. Она позволяет рыбачить на озере всем желающим, но время от времени взамен забирает то лодку, то сеть, то собаку, а иногда даже и человеческое дитя. Аналогичное отношение к щуке как воплотившемуся водяному духу либо как к рыбе, особо почитаемой духом-хозяином водной стихии, было распространено у удмуртов, обских угров, ненцев, народов Саяно-Алтайского нагорья и других, тесно связанных с промыслами народностей. Существовало поверье, что водяной принимает часто вид рыбы, и у русских. В к.-з. легендах говорится о способностях С. превращаться в человека. Сильные колдуны-тун, напротив, сами могли превращаться в С. В то же время, челюсти С. считались одним из наиболее действенных амулетов-оберегов от воздействия колдовских чар, т. е. на С. власть колдуна не распространялась. Могучий колдун Тунныръяк, который умел путешествовать под водой, был вынужден выходить из нее у устья р. Кулом, так как там стояла необыкновенно большая щука. К.-з. рыбаки не разрешали женщинам есть голову С. Рыбаки сохраняли челюсти или целые черепа С. и брали их с собой на рыбную ловлю. В сельском быту зубы С. считались лучшим средством, облегчающим роды у коров. Их при отёле сжигали с можжевельником и окуривали этим дымом, произнося заговор, корову и новорожденного телёнка, "чтобы рос здоровым". При желтухе народная медицина рекомендовала поймать С. и смотреть на неё больному некоторое время, после чего С. живой отпускали в воду, чтобы она унесла с собой болезнь. В ночь на Великий Четверг на Страстной неделе, когда, как считалось, активизируется всевозможная нечистая сила, многие домохозяева для защиты от неё укрепляли челюсти С. над дверями или около косяка. Лит.: Доронин 1924, Ежов 1857/30, Климов 1971, он же 1990, Микушев 1973, Налимов 1907, Сидоров 1924, Смирнов 1891, Старцев 1929, Fokos-Fuchs 1951, Nalimov 1908. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |