Сюзь |
По представлениям к., С. являлся могущественной и опасной птицей, причастной к общению с миром духов. Иногда он воспринимался адекватно с лесным духом-хозяином. Одним из эвфемистических наименований вöрса "лешего" было кольча син "круглые глаза". Считалось, что С. мог придти в лесную избушку к охотнику, снимающему шкурки добытых зайцев, и попросить угостить его одним из них. Охотнику, удовлетворившему его просьбу, С. посылал богатую добычу, зайцы "сами начинали идти ему в руки". Верхнепеч. к.-з. полагали, что С. живёт в небольшой пещере в верхней части одной из скал. Согласно легенде, нашёлся один смельчак, который попросил спустить его на верёвке с вершины скалы в пещеру. Через несколько часов, не дождавшись условленного сигнала, его товарищи вытащили верёвку. На её конце был обезглавленный труп смельчака: С. откусил ему голову. По удорской легенде, однажды один из крестьян позволил себе раздразнить С. Тот явился к нему в виде гроба и загромоздил собой дверь в избу. Соседи с большим трудом вызволили обидчика С. из заточения. В похоронных причитаниях С. часто наряду с медведем представляется образом смерти. Возможно с этим связаны представления о бессмертии С.. Так, выражение "С. кулан лунö" "В день смерти совы" по смыслу соотносится с рус. "Когда рак на горе свистнет". Лит.: Варсанофьева 1926, Сидоров 1924, Uotila 1989. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |