Сюра-пеляысь мöс видзысь |
Согласно мифу, некогда ("во времена дедушек-прадедушек") к.-з. держали белую корову с крепкими рогами. Однажды во время выпаса в лесу она пропала, корову искали семь суток, но безрезультатно. Наконец на девятые сутки (число особо сакральное для к.) в лес пошла сама хозяйка и обратилась с мольбами о возвращении коровы. Вдруг она услышала голос, который сообщил ей, что с хозяйкой коровы говорит С.-п.м.в., которая уже отправила корову домой, но с обязательным условием впредь поступать так, как она скажет. А именно, кормить и доить корову, причем обязательно в подойник, должна только ее хозяйка, мужчины будут получать молоко только от неё. Когда хозяйка вернулась домой, корова уже стояла у крыльца, а ее муж и сыновья доили ее по очереди себе в ладони и пили из них молоко. Хозяйка остановила их и рассказала о своей встрече с С.-п.м.в. С тех пор уход за коровой и ее дойка стали сугубо женским делом. Возможно, что речь идет о реминисцентных воспоминаниях о некогда действительно происходящих процессах половозрастной дифференции основных хозяйственных занятий. В средние века на этническую территорию к. неоднократно проникали немногочисленные группы скотоводов-кочевников, они оседали, переходили на оседлое скотоводство, а затем ассимилировались. У народов, занимающихся кочевым и отгонным скотоводством, уход за скотом был преимущественно мужским делом, зачастую мужчины занимались и дойкой. Лит.: Старцев 1924. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |