ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Сов


 
 

соль

С. — одно из наиболее действенных магических средств, по представлениям к.. Наиболее сильным магическим средством считалась С., оставленная на год со страстного четверга в божнице. С. широко применялась в качестве оберега от нечистой силы, средства от болезней и порчи. Выстрелом С. из ружья можно было избавиться от бесов так же, как от лешего — предложением отведать круто посоленной пищи. С. вместе со смолой-живицей зашивали в ладанку, которую носили рядом с нательным крестом. Показывая в первый раз или чужим людям ребёнка, на его юр лöман "родничок" также сыпали С.. Во избежание порчи посыпали солью голову и взрослым, которые собирались встретиться с колдуном или даже просто побывать при большом стечении народа. Отдавая чужим людям молоко, к.-з. хозяйки до сих пор щедро солят его, крест-накрест кидая С. в посуду с молоком. Свадебный поезд или уводимую со двора корову обсыпали, во избежание порчи. Удорские к.-з., чтобы остановить кровь, произносили "вир — топ, яй — топ" "кровь сомкнута, мясо сомкнуто", после чего плевали на пол и сыпали в рану С..

Особенно действенным считалось у к. сочетание нянь-С. "хлеба с С.". Уже само выражение нянь-С. у к. является не только приглашением в гости, но и пожеланием счастья, безбедного существования, здоровья и полноты жизни. Купленную или приобретённую корову хозяйки кормили из рук хлебом с С., накинув предварительно на спину корове свой пояс. Хлеб, С. и молоко давали больной корове. По представлениям к.-з. хлеб и С. соединяются на пашне: "Хлеб добыть, надо землю солью полить". Читая нимкыв "заговор" на хлеб, колдуны крестообразно надрезали буханку и сыпали в надрез С.. В подобных обрядах крест явно не связан с христианской символикой, поэтому трактуется как солярный знак, символ неба, с которым тесно связана С..

С другой стороны отношение к С. было достаточно двойственным: гулящему супругу жена тайком посыпала голову солью, чтобы вернуть в семью; и наоборот, желающий разлучить невесту с женихом, во время пира незаметно оставлял между ними щепотку С.. Рассыпать С. считалось дурным знаком, в таких случаях следовало щепотку кинуть не глядя через левое плечо, а ещё лучше — в огонь произнеся при этом: "Биö" "В огонь". С. в хозяйстве к., пожалуй, была единственной вещью, которую не отдавали взаймы, т.к. считалось, что вместе с солью уходит шуд "счастье", через одолженную соль могут испортить и т.д.

На высокий статус С. в представлениях к. указывает и традиционное изготовление солонки (С. доз, соландöг) в виде мифологической Пра-Матери, утки. Кроме солонок в виде этой птицы из посуды изготавливали только ритуальные ковши и яндовы для пива. (См. Сур.) Солонка была неотъемлемым атрибутом свадебного обряда к., часто входила в число предметов приданого, и всегда — в число подарков.

Лит.: Плесовский 1968, Сидоров 1928, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Сарий волос
       Семик
       Серам
       Сёськаса старик
       Сигудöк
       Сийöс пыр лэдзöм
       Син пöла
       Син пöла морт
       Сир I
       Сир II
       Сир ю
       Смилитöм
       Сов
       Соловейöс петкöдöм
       Сороки
       Сретенне
       Степан Пермскöй
       Сур
       Сутшйöдлöм
       Сьöдбöж
       Сьöла
       Сьöла-Пöласа
       Сьыв
       Сырчик
       Сыкчик-кöз
       Сюзь
       Сюра-пеляысь мöс видзысь

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.