Сов |
С. — одно из наиболее действенных магических средств, по представлениям к.. Наиболее сильным магическим средством считалась С., оставленная на год со страстного четверга в божнице. С. широко применялась в качестве оберега от нечистой силы, средства от болезней и порчи. Выстрелом С. из ружья можно было избавиться от бесов так же, как от лешего — предложением отведать круто посоленной пищи. С. вместе со смолой-живицей зашивали в ладанку, которую носили рядом с нательным крестом. Показывая в первый раз или чужим людям ребёнка, на его юр лöман "родничок" также сыпали С.. Во избежание порчи посыпали солью голову и взрослым, которые собирались встретиться с колдуном или даже просто побывать при большом стечении народа. Отдавая чужим людям молоко, к.-з. хозяйки до сих пор щедро солят его, крест-накрест кидая С. в посуду с молоком. Свадебный поезд или уводимую со двора корову обсыпали, во избежание порчи. Удорские к.-з., чтобы остановить кровь, произносили "вир — топ, яй — топ" "кровь сомкнута, мясо сомкнуто", после чего плевали на пол и сыпали в рану С.. Особенно действенным считалось у к. сочетание нянь-С. "хлеба с С.". Уже само выражение нянь-С. у к. является не только приглашением в гости, но и пожеланием счастья, безбедного существования, здоровья и полноты жизни. Купленную или приобретённую корову хозяйки кормили из рук хлебом с С., накинув предварительно на спину корове свой пояс. Хлеб, С. и молоко давали больной корове. По представлениям к.-з. хлеб и С. соединяются на пашне: "Хлеб добыть, надо землю солью полить". Читая нимкыв "заговор" на хлеб, колдуны крестообразно надрезали буханку и сыпали в надрез С.. В подобных обрядах крест явно не связан с христианской символикой, поэтому трактуется как солярный знак, символ неба, с которым тесно связана С.. С другой стороны отношение к С. было достаточно двойственным: гулящему супругу жена тайком посыпала голову солью, чтобы вернуть в семью; и наоборот, желающий разлучить невесту с женихом, во время пира незаметно оставлял между ними щепотку С.. Рассыпать С. считалось дурным знаком, в таких случаях следовало щепотку кинуть не глядя через левое плечо, а ещё лучше — в огонь произнеся при этом: "Биö" "В огонь". С. в хозяйстве к., пожалуй, была единственной вещью, которую не отдавали взаймы, т.к. считалось, что вместе с солью уходит шуд "счастье", через одолженную соль могут испортить и т.д. На высокий статус С. в представлениях к. указывает и традиционное изготовление солонки (С. доз, соландöг) в виде мифологической Пра-Матери, утки. Кроме солонок в виде этой птицы из посуды изготавливали только ритуальные ковши и яндовы для пива. (См. Сур.) Солонка была неотъемлемым атрибутом свадебного обряда к., часто входила в число предметов приданого, и всегда — в число подарков. Лит.: Плесовский 1968, Сидоров 1928, ПМА. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |