Сретенне |
Этот праздник был установлен русской православной церковью в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана (Тимура) в 1395 г. На Руси в этот день устраивались народные гуляния, в русском хозяйственном календаре с него начиналась уборка овса. В традиционном земледелии к. овёс имел небольшое значение, поэтому в народном календаре "овсяницы" не прижились. Отмечание этого праздника широко проходило лишь в к.-з. с.Усть-Кулом, имея под собой следующую народную версию возникновения этого обыкновения. Однажды в начале ХIХ в. случился страшный падёж скота, избавиться от которого удалось лишь после молебна, проведённого в С., после чего крестный ход в этот день стал традицией. Усть-Кулом в прошлом был примечателен тем, что в его окрестностях находилось двадцать два больших деревянных памятных креста. У них и проходили молебны. Хозяева нескольких дворов складывались, уплачивали священнику за молебен по двадцать копеек с каждого креста. Кроме того, к каждому кресту сносилась масса снеди: шаньги, блины, пироги и т. д. После этого совершался крестный ход. Во главе процессии шёл священник, за ним двое мужчин несли на коромысле колокол, а третий мужчина, идущий позади, звонил в него при переходе от одного креста к другому. Рассказывали, что однажды молебны захотели отслужить сразу два священника, причём, каждый из них запросил по двадцать копеек с креста, т.е. требуемая плата возросла вдвое. Устькуломцам это показалось дорого, и молебны в тот год не состоялись. Той же осенью начался падёж скота, а охотничьи собаки заболели водобоязнью (бешенством). После этого события крестный ход проводился уже без перерывов. Лит.: Засодимский 1983, Конаков 1993, Сахаров 1989. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |