ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

коми (зыряне) старообрядцы


 

Власова В.В. © 1999

Процесс миграций русских староверов, начавшийся с конца XVII в. и продолжавшийся до начала XX в., привел к образованию старообрядческих общин в разных районах Коми края. Русские старообрядцы со временем ассимилировались, усвоив местные обычаи и язык, но во многом сохранив свои мировоззренческие установки (Гагарин 1980). С самого начала староверие не представляло собой единого движения, распавшись на множество толков, каждый из которых имел свои "местные" варианты. Кроме того, между отдельными районами края существовала известная обособленность, вследствие чего в отдельных элементах традиционной культуры коми населения различных районов выработались и закрепились региональные отличия: в языке, одежде, хозяйственных занятиях и др. Эти факторы необходимо учитывать при изучении культуры коми староверов. Традиционно выделяют 4 района проживания коми старообрядцев: удорский (низовья Вашки), верхневычегодский, верхнепечорский, прилузский. По мнению некоторых исследователей, расцвет старообрядческого движения у коми ограничивается периодом с середины XIX до начала XX вв., когда у них возникает и своя книжная традиция (Власов, 1990).

В настоящее время большинство жителей верхневычегодских и удорских сел не считают себя староверами, определяют себя как "мирские", староверами считают только тех, кто ест из отдельной посуды. В старообрядческой общине существовали две группы: "мирские" и "истые", последние отличались строгим соблюдением всех правил поведения: не общались с нестароверами, использовали личную посуду, большее внимание уделяли чтению молитв. В данном случае произошло вытеснение слова "старовер", что можно объяснить гонениями на веру в период советской власти, о которых до сих пор помнит местное население.

В селах по Вашке, Вычегде и Печоре сохранился основной внешний признак старообрядчества - двуперстие (перна пас). Повсеместно распространено мнение, что те, кто молится "чепелью"- это не православные, а представители другой веры. В настоящее время это, пожалуй, главное отличие коми староверов от других православных.

Что касается одежды, то на верхней Вычегде и Вашке отличий между повседневной одеждой староверов и нестароверов по цвету и покрою нет. До сих пор соблюдаются правила, касающиеся одежды для молений. Она должна быть темного цвета, с длинными рукавами, обязательно должен быть пояс (иногда фартук), темный платок. Старожилы Вашки помнят, что своей одеждой выделялись скрытники: носили черную одежду и мужчины, и женщины. Остальные староверы так же предпочитали темные цвета, в частности, темно-синий для сарафана. До 60-х годов XX века в староверческой среде держался запрет на табак, меньше выполнялись предписания относящиеся к винопитию. Долгое время действовали запреты на употребление картофеля, чая. Картофель на верхней Вычегде выращивали, но сами не ели- готовили для гостей. Вместо чая заваривали зверобой, шалфей, пили квас. "Истые" староверы на Вашке (дд. Вильгорт, Острово, с. Пучкома) уже не так строго соблюдают запреты на общение с "мирскими". В настоящее время на Вычегде и Вашке мужчин- наставников нет, как правило наставницей (юровей, мцлитчищь баб) является женщина за 50. Именно женщины после 45 являются "ядром" старообрядческих общин. Обряды проводятся в соответствии с устной традицией (хотя книги по-прежнему хранят, читают), что сближает их с обрядами коми нестароверов.Процесс миграций русских староверов, начавшийся с конца XVII в. и продолжавшийся до начала XX в., привел к образованию старообрядческих общин в разных районах Коми края. Русские старообрядцы со временем ассимилировались, усвоив местные обычаи и язык, но во многом сохранив свои мировоззренческие установки (Гагарин 1980). С самого начала староверие не представляло собой единого движения, распавшись на множество толков, каждый из которых имел свои "местные" варианты. Кроме того, между отдельными районами края существовала известная обособленность, вследствие чего в отдельных элементах традиционной культуры коми населения различных районов выработались и закрепились региональные отличия: в языке, одежде, хозяйственных занятиях и др. Эти факторы необходимо учитывать при изучении культуры коми староверов. Традиционно выделяют 4 района проживания коми старообрядцев: удорский (низовья Вашки), верхневычегодский, верхнепечорский, прилузский. По мнению некоторых исследователей, расцвет старообрядческого движения у коми ограничивается периодом с середины XIX до начала XX вв., когда у них возникает и своя книжная традиция (Власов, 1990).

В настоящее время большинство жителей верхневычегодских и удорских сел не считают себя староверами, определяют себя как "мирские", староверами считают только тех, кто ест из отдельной посуды. В старообрядческой общине существовали две группы: "мирские" и "истые", последние отличались строгим соблюдением всех правил поведения: не общались с нестароверами, использовали личную посуду, большее внимание уделяли чтению молитв. В данном случае произошло вытеснение слова "старовер", что можно объяснить гонениями на веру в период советской власти, о которых до сих пор помнит местное население.

В селах по Вашке, Вычегде и Печоре сохранился основной внешний признак старообрядчества - двуперстие (перна пас). Повсеместно распространено мнение, что те, кто молится "чепелью"- это не православные, а представители другой веры. В настоящее время это, пожалуй, главное отличие коми староверов от других православных.

Что касается одежды, то на верхней Вычегде и Вашке отличий между повседневной одеждой староверов и нестароверов по цвету и покрою нет. До сих пор соблюдаются правила, касающиеся одежды для молений. Она должна быть темного цвета, с длинными рукавами, обязательно должен быть пояс (иногда фартук), темный платок. Старожилы Вашки помнят, что своей одеждой выделялись скрытники: носили черную одежду и мужчины, и женщины. Остальные староверы так же предпочитали темные цвета, в частности, темно-синий для сарафана. До 60-х годов XX века в староверческой среде держался запрет на табак, меньше выполнялись предписания относящиеся к винопитию. Долгое время действовали запреты на употребление картофеля, чая. Картофель на верхней Вычегде выращивали, но сами не ели- готовили для гостей. Вместо чая заваривали зверобой, шалфей, пили квас. "Истые" староверы на Вашке (дд. Вильгорт, Острово, с. Пучкома) уже не так строго соблюдают запреты на общение с "мирскими". В настоящее время на Вычегде и Вашке мужчин- наставников нет, как правило наставницей (юровей, мцлитчищь баб) является женщина за 50. Именно женщины после 45 являются "ядром" старообрядческих общин. Обряды проводятся в соответствии с устной традицией (хотя книги по-прежнему хранят, читают), что сближает их с обрядами коми нестароверов.

Вверх
 
 Языковое пространство
       финно-угорские языки
       диалекты коми языка
       говоры коми языка
 
 Этнографические группы
       коми-зыряне
           вымские
           нижневычегодские
           верхневычегодские
           удорские
           прилузские
           сысольские
           ижемские
           печорские
       коми-пермяки
           иньвенские
           косинско-камские
           зюздинские
           язьвинские
 
 Коми старообрядцы
       коми (зыряне) старообрядцы
           удорские
           вычегодские
           печорские
           прилузские
       медное литье

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.