ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

ижемские


 

 

Ижемский район

 

Интинский район и г. Воркута

Конаков Н.Д. © 1999

Среди других этнографических групп народа коми, пожалуй, наибольшей спецификой своей культуры обладают ижемцы (изьватас). Начало формирования группы ижемских коми приходится на конец ХVI в. В период между 1568 и 1575 гг. на р. Ижме - притоке нижней Печоры - была основана Ижемская слобода. По преданиям, ее основателями стали переселенцы из коми селения на верхней Мезени Глотовой слободы и Усть-Цилемской слободы, основанной за четверть века до того новгородцем Ивашкой Ласткой. Долгое время Ижемская слобода оставалась единственным коми населенным пунктом на нижней Печоре, лишь в конце ХV111 в. вокруг нее разросся куст новых поселений: Мохча, Сизябск, Гам, Бакур, Мошьюга.

В течение ХVII-ХVIII вв. процесс формирования самой саверной коми этнографической группы в основном был завершен. В результате длительного межэтнического смешения и этнокультурного взаимовлияния у ижемцев выработались своеобразные черты в антропологическом типе, возник особый ижемский диалект коми языка с существенными заимствованиями в лексике из русского и ненецкого языков, произошли изменения в традиционном хозяйственном комплексе, определились и другие существенные отличия от остальных коми этнографических групп. В ХIХ в. ижемцы значительно расширили территорию своего обитания. Был основан ряд поселений по всей средней Печоре, ижемцы заселили приток Печоры р. Усу, осели в Большеземельской и Канинской тундрах, перевалили Урал и основали свои селения по Оби.

Такой повышенной мобильностью ижемцы обязаны прежде всего специфике своего хозяйства, в котором, начиная с ХVIII в., ведущее место занимало товарное оленеводство. Продажа продукции оленеводства, в первую очередь замши, шкур и мяса, была основой ижемской экономики. Кроме того, существенное значение имели скотоводство, товарное рыболовство и. в меньшей мере, охота. Земледелие носило сугубо подсобный характер.

Оленеводческий комплекс (упряжь, транспорт - нарты, переносное жилище - чум, одежда из оленьего меха, технологические навыки и др.) был заимствован ижемцами у ненцев, но впоследствии значительно усовершенствован.

Зимняя одежда из оленьего меха - малица, совик; меховые сапоги-пимы и тобоки - стала для ижемцев традиционной. В одежде преобладала яркая окраска тканей. Были популярны яркие шали и платки, носили богато украшенные женские головные уборы в северо-русском стиле: кокошники, парчовые треюки и др.

В селениях ижемцев преобладали одно - и двухэтажные пятистенки и крестовики. Богатые оленеводы ставили двухэтажные дома со средней горницей, нередкими были такие дома с балконами.

Имелись у ижемцев отличия от других коми групп и в пище, например, употребление строганины. Хлеб они молотили кичигой, а не цепом. В обрядовую жизнь ижемских коми вошли такие календарные праздники, как день оленевода и т. д. (Лашук 1958).

Вверх
 
 Языковое пространство
       финно-угорские языки
       диалекты коми языка
       говоры коми языка
 
 Этнографические группы
       коми-зыряне
           вымские
           нижневычегодские
           верхневычегодские
           удорские
           прилузские
           сысольские
           ижемские
           печорские
       коми-пермяки
           иньвенские
           косинско-камские
           зюздинские
           язьвинские
 
 Коми старообрядцы
       коми (зыряне) старообрядцы
           удорские
           вычегодские
           печорские
           прилузские
       медное литье

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.