| Власова В.В. © 1999 С конца XVIII века нижнепечорские старообрядцы распространили свою веру на Верхнюю и Среднюю Печору. Под воздействием старообрядцев низовой Печоры, а впоследствии и Чердыни, старообрядчество приобретает здесь значительный размах. Вначале все печорские староверы являлись поморцами. После ликвидации в середине XIX века выголексинских скитов, пижемцы установили связи с московской федосеевской общиной. Через пижемских начетчиков федосеевщина проникла на Среднюю Печору. Среднепечорские староверы принадлежали, как и пижемцы, к федосеевскому толку, верхнепечорские придерживались даниловщины (Гагарин 1973, 1978). В XIX веке в дальнейшем распространении старой веры в верховьях Печоры приняли участие пермские старообрядцы, чердынские купцы-староверы, переселенцы с колвинских и других селений Чердынского края. В конце XIX века, на Печоре и Унье появляются "дырники" из Чердынского края. В начале XX века на Печору проникает скрытничество из Пермской губернии. В 20-е годы скрытничество распространилось на селения по р.Илычу, а также Покчу, Скаляп, Возино, Кодач, Петрушино, Подчерье и ряд мелких деревень (Научный отчет 1967). В 1909 г. всех известных пустынь было по р.Унье- 17, по р.Печоре- 11 (Пушвинцев 1921). Староверы считали грехом общаться с "мирскими". Существовали запреты на употребление картофеля, чая, табака. Запрещалось носить одежду фабричного производства. Детей по необходимости крестили в церкви, после чего их перекрещивал наставник. Иногда, приезжие усть-цилемские начетчики признавали, что крещение совершено без соблюдения необходимых правил и совершали третье крещение. В нач. XX века произошло разделение на "изосимову" и "гаврилову" веру. Предметом разногласий являлся вопрос о том, на какое плечо класть двуперстие при слове "Сын Божий"(Научный отчет 1967). | |